Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381198
Программа проектной деятельности «Моя планета - Земля», 7 класс
Содержание - Естественные науки

Макашова Инна Михайловна, учитель географии, МБОУ «Гимназия №73», г. Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс. 
Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса гимназии и осуществляется в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Курс рекомендован учащимся 7-х классов. Программа рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю, всего 35 часов.

 


 Программа проектной деятельности для обучающихся 7 – х классов

«Моя планета - Земля»

 

1.Пояснительная записка

Данная программа разработана на основании положения о проектной деятельности обучающихся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным стандартом начального общего образования, ут. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373.

Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса гимназии и осуществляется в урочное и внеурочное время в течение учебного года.

Необходимость ведения программы проектная деятельность «Моя планета Земля» было обусловлено требования положения о проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО.

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС ООО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования и развития УУД.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Результатом решения проблемы является проектный продукт, который создается автором (авторами/проектной группой) в ходе работы над проектом.

Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Курс рекомендован учащимся 7-х классов. Программа рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю, всего 35 часов.

2. Общая характеристика деятельности

       Цель программы: овладение обучающимися опытом проектной деятельности, способствующей развитию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности..

       Задачи программы обеспечить развитие у обучающихся:

  • универсальных компетентностей (мыслительных, организационных, коммуникативных);
  • общеучебных навыков (интеллектуальных, организационных, коммуникативных, информационных);
  • проектных умений (проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, самоанализ и рефлексия).

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

   Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.  

   Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результатом решения проблемы является проектный продукт, который создается автором (авторами/проектной группой) в ходе работы над проектом. Списки тем проектных работ утверждаются на заседании предметных МО.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в школе представлена по следующим основаниям:

По предметно-содержательной области:

  • Монопроект (реализуется в рамках одного учебного предмета или одной области знания);
  • Межпредметный проект(реализуется в рамках нескольких учебных предметов и различных областей знаний).

По характеру контактов:

  • внутриклассный;
  • внутришкольный;
  • муниципальный;
  • всероссийский;
  • международный;
  • сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в т. ч. в Интернете).

По виду проекта (по доминирующей деятельности обучающихся):

  • практико-ориентированный;
  • исследовательский;
  • информационный(поисковый);
  • творческий;
  • социальный;
  • игровой;
  • инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).

По количеству участников:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • малогрупповой (до 5 человек);
  • групповой (до 5 человек);
  • коллективный (в рамках гимназии).

По продолжительности:

  • мини- проект(один урок или часть урока);
  • краткосрочный проект(4-6 уроков);
  • недельный проект (выполняется в группах в ходе проектной надели);
  • долгосрочный (годичный) проект.

По виду конечного продукта:

  • материальный проект (проектные продукты: модели, макеты, картины, скульптуры, книги, иллюстрированные альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации и т. п.);
  • действенный проект(проектные продукты: поход, экскурсия, спектакль, соревнования, школьный праздник, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечерлитературня гостиная, концерт и т. п.);
  • письменный проект (проектные продукты: статья, брошюра, инструкция, рекомендации и т.п.).

Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержании и методов избранных областей знаний и / или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому предмету.

Группы умений, которые формирует учебный предмет:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на неза­планированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

1. Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка, а может направ­ляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной пробле­мой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

2. Тема проекта

Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: снача­ла озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта.

3. Цель проекта

После того как из ряда поставленных проблем­ных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.

4. Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следую­щем ключе:

• задачи, связанные с теорией (теоре­тические задачи: изучить, найти, собрать инфор­мацию);

• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);

• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).

При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

5. Гипотеза

Гипотезу выдвигают исходя из цели.

6. План работы

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы долж­ны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

• подумать самостоятельно;

• посмотреть книги;

• спросить у взрослых;

• обратиться к компьютеру;

• понаблюдать;

• проконсультироваться со специалистом;

• провести эксперимент;

• другие.

В защите мы озвучиваем взаимосвязь мето­дов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользо­вались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.

Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети расска­зывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъ­яснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый высту­пающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».

Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.

7. Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.

Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с за­писью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, ката­лог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.

Защита проекта осуществляется в рамках школьной конференции, на которой проводится публичное представление результатов работы над проектами и демонстрация уровня овладения обучающимися отдельными. Защита групповых проектов – в декабре, индивидуальных в феврале и апреле.

8. Выводы (итог) проекта. Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

         Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •             уровневая дифференциация;
  •             проблемное обучение;
  •             поисковая деятельность;
  •             информационно-коммуникационные технологии;
  •             здоровьесберегающие технологии;

3. Место проектной деятельности в учебном плане.

Программа учебного предмета «Проектная деятельность» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и является программой базового уровня обучения.   В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №73»  на проектную деятельность в 7 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов. Изучение данного курса тесно связано с изучением таких дисциплин как:

            • русский язык: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;         

            • изобразительное искусство: оформление творческих  работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;         

            • информатика: подготовка презентаций по темам проектов. 

     Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования,

игры-исследования, творческие проекты.

4.Личностные и предметные результаты освоения проектной деятельности

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащийся получит возможность научиться:

выделять основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

выделять объект исследования;

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

работать в группе;

работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Личностные

У школьников будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

5. Планируемые результаты изучения учебного предмета «проектная деятельность»

Ученик научится

(базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться

(повышенный уровень)

в сфере предметных результатов

пони­мать предмет из­учения курса, его структуру,

видеть проблему, изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон; классифицировать темы,   ставить цели и определять задачи исследования, пользоваться способами фиксации материала, обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное; определять предмет и методы исследования в работе над проектом, отбирать необходимую литературу и составлять список литературы по теме.

любить окружающий мир, различать добро и зло;

правилам подготовки сообщения, планировать свою работу

работать с тек­стом, анализировать схемы и таблицы, карты; высказы­вать собственное мнение, сужде­ние; показывать географические объекты

ставить вопросы для решения проблемы, развивать умение прогнозировать проводить исследования с использованием различных методов, находить и собирать материал по теме исследования, составлять анкету, опрос, брать интервью, развивать творческие способности

анализировать проектно-исследовательскую деятельность

в сфере метапредметных результатов

в процессе работы с одним или несколькими источниками информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию

 

моделировать объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- создавать письменные тексты и устные сообщения по теме исследования на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. - приводить примеры, показывающие роль проектной деятельности в решении проблем человечества; примеры практического использования знаний в различных областях деятельности

в сфере личностных результатов

- представлять в различных формах информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

- использовать знания повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм поведения в быту и окружающей среде;

- воспринимать и критически оценивать информацию в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

 

Возможные результаты проектной деятельности учащихся: 

альбом,

газета,

журнал, книжка-раскладушка,

коллаж,

выставка

коллекция,

костюм,

макет,

модель,

плакат,

серия иллюстраций,

сказка,

сценарий праздника,

учебное пособие,

фотоальбом,

экскурсия,

презентация

стенгазета,

справочник,


6.Содержание программы учебного курса

«Проектная деятельность», 7 класс (35 часов, 1 ч в неделю)

Введение

Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

I. Теоретический блок

Способы мыслительной деятельности

Что такое проблема.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Удивительный вопрос.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Учимся выдвигать гипотезы.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Источники информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

                             Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы исследования.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Цели и задачи исследования.

Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач   для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Методы исследования. Мыслительные операции.

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.


II. Практический блок

Мы - исследователи. Самостоятельный проект:

«Наша планета – Земля!»

Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.

Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

                 

      III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».

Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

7.Тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Количество
часов

Виды учебной деятельности

Введение (1 ч.)

1

Что такое проект

1

Знакомиться с понятием «проект», развивать интерес к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся

I. Теоретический блок   (16 ч.)

Способы мыслительной деятельности (7 ч.)

2

Что такое проблема

1

Знакомитьсяс понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон; знакомится со способами познания мира, развивать умение ставить вопросы для решения существующей задачи, знакомиться с понятием «гипотеза», развивать творческое и исследовательское мышление, знакомиться с понятием «источник информации»

3

Как мы познаём мир

1

4

Удивительный вопрос

1

5-6

Учимся выдвигать гипотезы.

2

7-8

Источники информации

2

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (9 ч.)

9

Выбор темы исследования

1

ставить цели и определять задачи исследования, знакомиться с методами исследования, с правилами нахождения и сбора информации, анализировать свои действия и делать выводы

10

Цели и задачи исследования

1

11-12

Методы исследования. Мыслительные операции.

2

13-14

Сбор материала для исследования.

2

15

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

1

16-17

Обобщение полученных данных.

2

II. Практический блок (13 ч.)

Мы   - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (9 ч. )

18-19

Планирование работы

2

составлять   план работы над проектом, работать в библиотеке с каталогами,

отбирать необходимую литературу по теме, работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации

20-21

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

22-23

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

24-26

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.

3

Исследуем материки планеты (4 часа)

27-28

Знакомство с древними материками. Сообщения учащихся.

2

реализовывать полученные знания в практической деятельности

29-30

Создание макета древней планеты. Моделирование из бумаги.

2

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 4 ч.)

31-32

Подготовка к защите.

2

выступать перед аудиторией, анализировать проектно-исследовательскую деятельность

33-35

Защита проектов.

2