Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5594719
Гаметы – гаплоидное поколение жизненного цикла, возникающее в результате мейоза
Содержание - Естественные науки
20.11.2020 11:06

Шевченко Надежда Ивановна, учитель биологии МБОУ Калининская СОШ, с. Аскиз, Аскизский район, Республика Хакасия. 
Технологическая карта урока элективного курса.


 

 

Технологическая карта урока

Гаметы – гаплоидное поколение жизненного цикла, возникающее в результате мейоза

Цель: познакомить учащихся со строением гамет.

Задачи:

- образовательная: закрепить знания о вкладе в эмбриологию некоторых ученых;

                                 закрепить знания по стадиям гаметогенеза;

                                 сформировать представление о строении гамет;

- развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний;

                           умения правильно формулировать предложения;

- воспитательная: продолжить формирование умения слушать сверстников и учителя.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Вид урока: беседа.

Формируемые результаты:

личностные результаты: проявление уважительного отношения к учителю и одноклассникам;        

                                               формирование познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельной систематизации знаний;

метапредметные результаты:

регулятивные: формулирование цели урока;

                         оценивание степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

                         преобразование знаний в рисунок.

познавательные: структурирование знаний прошлого урока;

                             самостоятельная постановка личностно-необходимых учебных и жизненных задач и определение, какие знания необходимо приобрести для их решения;

                             структурирование знаний;

                             извлечение полученной информации;

коммуникативные: развитие умений слушать и слышать;

                                 развитие умений адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения;

предметные результаты: знание строения яйцеклетки и сперматозоида.

Основные понятия: яйцеклетка, сперматозоид.

Оборудование: портреты – К.М. Бэр, А.О. Ковалевский, А. Северцов; карточки с заданием «Онтогенез».

Необходимые записи на доске до начала урока: половое размножение, гаметогенез, сперматогенез, овогенез, желток, мейоз, значение мейоза.

2n4с, 2n2с,   n2с,   2n4с,   n с

__________ – гаплоидное поколение жизненного цикла, возникшее в результате ____________.


Этап урока

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

1 минута

Организовать деятельность учащихся

Приветствует учеников.

Нескольким ученикам раздаются портреты ученых.

Перед началом урока делятся на две команды.

Приветствуют учителя.

Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю.

Мотивирование на учебную деятельность

3 минуты

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебный процесс

Сегодня у нас на уроке присутствуют ученые, которые поведают, какой вклад они внесли в развитие эмбриологии.

Ребята с портретами выходят и рассказывают, какой вклад в развитие эмбриологии внес каждый из этих ученых.

Карл Максимович Бэр - основатель современной эмбриологии, сформулировал закон зародышевого сходства.

Создатели эволюционной эмбриологии – А.О. Ковалевский и И.И. Мечников. А.О. Ковалевский обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых.

Алексей Северцов на основе биогенетического закона разработал теорию филэмбриогенеза. Теория филэмбриогенеза: изменения исторического развития обуславливаются изменениями на личиночной и эмбриональной стадии, то есть онтогенез изменяет филогенез.

Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Актуализация знаний

10 минут

Организовать повторение и закрепление изученных понятий

Производит устный опрос по определениям (на доске).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске беспорядочно представлены набор хромосом и ДНК. Вам необходимо пронумеровать их в правильном порядке и охарактеризовать стадии гаметогенеза.

 

Половое размножение – процесс образования нового организма при участии двух родительских особей.

Гаметогенез – образование новых половых клеток.

Сперматогенез – процесс образования сперматозоидов.

Овогенез – процесс образования яйцеклеток.

Желток – совокупность питательных веществ, необходимых для питания развивающего зародыша.

Мейоз – это непрямое деление клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза. Это необходимо для сохранения постоянства числа хромосом в клетках организма при половом размножении.

 

 

Гаметогенез.

Зона размножения: путем митоза образуются многочисленные клетки сперматогонии и оогонии (2n 2c).

Зона роста (интерфаза): сперматогонии и оогонии значительно увеличиваются в размерах (2n 4c).

Зона созревания: в результате мейоза образуются 4 гаметы – сперматозоиды (при сперматогенезе) и 1 яйцеклетка и 3 направительных тельца, которые погибают (при овогенезе).

В профазу I - при конъюгации и кроссинговере (2n 4c).

При расхождении целых хромосом (метафаза I, анафаза I, телофаза I) (n 2c).

При втором делении созревания (митотическое деление мейоза) (n c).

Зона формирования: у сперматозоидов возникают специфические приспособления, в частности жгутик, и они приобретают подвижность.

Познавательные: структурируют знания прошлого урока

Оценивание

3 минуты

Продолжить формирование объективно оценивать одноклассников и свою работу

Оцените ответы своих одноклассников.

Учащиеся оценивают ответы одноклассников с обоснованием.

Регулятивные: оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Целеполагание, постановка проблемы

3 минуты

Сформулировать и согласовать цель урока

Что образуется в процессе гаметогенеза?

В результате, какого процесса они образуются?

 

Гаметы, какой набор хромосом имеют?

Дополните, необходимы слова в теме урока (на доске).

 

 

 

Какую цель урока мы можем сформулировать?

 

Образование гамет.

 

 

В результате мейоза.

 

Гаплоидный.

 

Гаметы – гаплоидное поколение жизненного цикла, возникшее в результате мейоза.

Записывают число и тему урока.

 

Изучить строение гамет.

Регулятивные: формулируют цель урока

Усвоение новых знаний

12 минут

(выход ребят к доске заменяет физминутку)

Организовать фиксацию нового знания

Вы сейчас находитесь в двух командах. Каждому участнику команды необходимо вспомнить из курса 9, 10 класса строение яйцеклетки (1 команда) и сперматозоида (2 команда). На доске по очереди нарисовать какую-то одну часть и охарактеризовать её функцию.

Ребята по одному выходят к доске, рисуют часть яйцеклетки и сперматозоида и озвучивают функции.

Яйцеклетка.

1.Скорлупа.

2.Посдкорлуповая оболочка.

3.Желток – запас питательных веществ.

4.Зародышевый диск – активная цитоплазма с ядром. Из него развивается зародыш.

5.Желточная оболочка – собственная оболочка яйцеклетки.

6.Воздушная камера.

7.Белковая оболочка выделяется клетками яйцеводов.

8.Халазы – белковые шнуры, удерживающие яйцеклетку в определенном положении.

 

Сперматозоид.

1.Головка содержит ядро с гаплоидным набором хромосом.

2.Шейка, в которой находится структура, сходная по строению с центриолями, и митохондрии.

3.Хвост образован микротрубочками и обеспечивает подвижность всего сперматозоида.

4.Акросома – видоизмененный комплекс Гольджи, в котором запасается фермент, необходимый для растворения оболочки яйцеклетки.

5.Ядро содержит генетическую информацию.

6.Митохондрии сосредоточены у основания хвостика и поставляют энергию для его колебания.

7.Центриоль.

Коммуникативные: развивают умение слушать и слышать.

Регулятивные:

преобразуют знания в рисунок.

Познавательные: самостоятельно ставят личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определяют, какие знания необходимо приобрести для их решения.

Систематизация знаний

6 минут

Продолжить формирование из полученной информации выделять главное

Выполните задание 1 с карточек, указав номер варианта.

Выполняют задание.

Познавательные: структурируют знания;

извлекают полученную информацию.

Объяснение домашнего задания

1 минута

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Нарисовать и подписать строение яйцеклетки и сперматозоида.

Записывают домашнее задние.

Личностные: формируют познавательные мотивы, направленные на овладение навыками самостоятельной систематизации знаний.

Рефлексия учебной деятельности

1 минута

Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели

Цель сегодняшнего урока была нами достигнута?

 

 

Да.

 

Высказывания учеников

Коммуникативные: при необходимости корректно убеждают других в правоте своей позиции.