Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7426186
Активные методы обучения на уроках химии (статья)
Содержание - Естественные науки

Серазутдинова Ляля Шагитовна,учитель химии МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г. Казани РТ. 
На своих уроках я применяю такие современные педагогические технологии, как исследовательская работа, метод проектов. Но несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на методе интеллект - карт, который позволяет развивать креативность школьников, формировать общеучебные умения, связанные с восприятием и переработкой художественного текста. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.


Дата публикации: 17.09.2018


Активные методы обучения на уроках химии 

«Неграмотным в будущем будет не тот человек,

который не умеет читать.

Это будет человек, который не знает,

как научиться тому, как следует учиться».

Элвин Тоффле

 

    В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Уже много лет я работаю в старших классах. И каждый раз, получая новых детей, задумываюсь, какие современные технологии, методы и приёмы использовать на своих уроках? Как привлечь внимание к своему предмету? Как сделать так, чтобы изучение химии не превратилось в мучительную повинность? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.    Опыт преподавания   подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии. Они привлекательны тем, что    выявляют особенности развития    учащихся, содействует развитию и проявлению личностных качеств учащихся, формированию его индивидуальности, способности к творческой реализации своих возможностей.

На своих уроках я применяю такие современные педагогические технологии, как исследовательская работа, метод проектов. Но несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на методе интеллект - карт, который позволяет развивать креативность школьников, формировать общеучебные умения, связанные с восприятием и переработкой художественного текста.

Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте

На первых этапах внедрения метода интеллект – карт у нас было много сложностей, не все могли понять его назначения, практическую значимость. Затем постепенно, шаг за шагом, мы начали составлять ИК, это затянуло ребят.

При самостоятельном создании интеллект – карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику

И здесь как раз выручают интеллект - карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. Интеллект - карты помогают собрать материал на одной информационной панели, увидеть общее, сфокусироваться на деталях.

Каким образом строилась наша работа? Ученики читали статью в учебнике, определяли основные пункты, затем составляли интеллект - карты. Сначала намечалась только структура будущей карты, на следующих уроках - завершение работы по оформлению  карты  и подготовка пересказа по ней.

Глава 1 Как создаются наши карты.   (Памятка для детей)

1. Возьмите чистый лист бумаги размера А4 или больше.
Чистый лист бумаги предоставляет 100º свободу для выражения всего разнообразия ваших умственных способностей.

2. Используйте горизонтальное положение бумаги. Так будет больше места для слов и изображений в том направлении, как мы пишем, и они не так быстро натолкнутся на край бумаги.

3. Начните с центра. Мысли зарождаются в центре нашего интеллектуального мира. Карта памяти отображает это.

4. Создайте центральный образ, который отображает тему, о которой вы пишете/размышляете. При этом

  • Используйте минимум три цвета (синий-центр, красный, зеленый).
  • Размер центрального рисунка должен быть достаточно большим, примерно 5 см в ширину и высоту (пропорционально больше для большей бумаги).
  • Не используйте рамку, позвольте образу самому задать себе форму
  • Картинка стоит тысячи слов. Она открывает простор для ассоциаций, фокусирует мысли.
  • Цвета стимулируют активность воображения в правом полушарии головного мозга, а также захватывают и удерживают внимание
  • Подобный размер рисунка оставляет много места для остальной карты памяти.
  • Уникальная форма делает ее более запоминающейся и приятной.

5. Главные темы вокруг центрального рисунка, как заголовки в книге.

  • Напишите это слово ЗАГЛАВНЫМИ буквами или нарисуйте изображение.
  • Разместите их на линиях одинаковой со словом длины.
  • Центральные линии – толстые, изогнутые и органические, как ваша рука, присоединяющаяся к телу, или ветка дерева – к столбу.
  • Присоединяйте ветви прямо к центральному изображению.

     Главные темы, присоединенные к центральному образу на основных ветвях, позволяют увидеть их относительную важность. Это Основные Организующие Идеи, именно они будут собирать в единое целое (составлять) и фокусировать остальную карту.

   Выделение основных слов заглавными буквами позволяет мозгу сфотографировать их изображение, и они легче читаются и вызывают моментальную активизацию в памяти (воспоминание).

     Длина слова равна длине строки. Лишние линии разобщают мысли, длина делает акцент на связи.

     Изогнутые линии придают визуальный ритм и разнообразие, и таким образом их легче запомнить, более приятно рисовать и менее скучно на них смотреть. Более толстые центральные линии отображают относительную важность.

Ветви присоединены к центральному образу, потому что мозг работает по принципу ассоциаций, а не по отдельным, разобщенным линиям.

6. Начните добавлять второй уровень мыслей. Эти слова или изображения связаны с основной веткой, которая запустила их. Помните:

  • Соединяющие линии более тонкие
  • Слова по-прежнему написаны, но в меньшем размере

Ваши изначальные слова и образы стимулируют ассоциации. Прикрепите любое слово или образ, который появился. Позвольте свободное течение ваших мыслей. Вам не обязательно «закончить» одну ветвь перед тем, как перейти к другой.

  • Соединенные линии создают отношения и структуру. Они также отображают уровень важности, как от ветви к прутику.
  • Размер и стиль написания букв также предоставляют дополнительные данные о значении и важности слова или изображения

7. Добавьте третий или четвертый уровень данных, по ходу того, как мысли посещают вас.

  • Используйте как можно больше изображений, вместо того, чтобы просто писать слова
  • Позвольте своим мыслям свободно приходить, «прыгайте» по карте, по мере того, как возникают новые ассоциации

Ваш мозг - как многорукий ловец мыслей. Карта памяти позволяет вам поймать и зафиксировать любую мысль, которая была заброшена вашим мозгом.
8. Добавьте новое измерение в своей карте памяти, придайте глубины слову или изображению с помощью рамок, чтобы сделать заметными определенные важные моменты.
9. Иногда можно отделить ветви карты с помощью цветного контура.

  • Выделите форму ветки, плотно ее придерживаясь
  • Используйте разные стили и цвета

10. Делайте каждую карту все более

  • Красивой
  • Артистичной
  • Красочной
  • Оригинальной и
  • Пространственной

Ваша карта будет привлекать ваши глаза и мозг

Ее будет проще запомнить

Она будет более привлекательна для вас (и для других тоже)

11. Творите!

Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно ваше личное мышление его осмысляет.

Я использую интеллект-карты на своих уроках для:

1) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

2) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

Интеллект -карты можно применять на разных этапах урока: при изучении и объяснении нового материала, при закреплении изученного, для обобщения и систематизации, во время самостоятельной работы и защиты проекта и для контроля знаний.

Таким образом, применяя на разных этапах уроках можно выделить следующие виды интеллект -карты:

1. «КАРТА ТЕКСТА» позволяет понять и запомнить любой текст, увидеть его структуру и перестроить ее, запомнить текст и воспроизвести его в нужный момент по зрительному образу. Так можно проработать материал любого параграфа учебника химии, а также любой раздаточный материал.

2. «КАРТА ПРАВИЛА» ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. Например, так можно выявить сложности, возникающие у учащихся при расстановке коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. С помощью карт данного типа проще запомнить правила электролиза, технику безопасности, действие принципа Ле Шателье для обратимых реакций, а также рассмотреть случаи гидролиза солей.

3. «КОНСПЕКТ-КАРТА» ускоряет процесс записи объяснений учителя, школьной лекции и их качественное усвоение. «КОНСПЕКТ–КАРТА» позволяет также быстро повторять материал урока. Подобный конспект реализует принцип «одна тема – один разворот», что давно признано эффективным и использовалось педагогами (например, идея опорных сигналов В.Ф. Шаталова).

4. «ВОПРОС–КАРТА» ускоряет процесс формирования навыков с опорой на алгоритмы мышления, например, навык применения законов в химии и понимание сферы их действия. Примером являются карты «Периодическая система – это отражение строения атома?», «Как вырастить кристалл?», «Почему металлы ковкие?», «Почему вода –самое удивительное вещество в мире?» и др.

На уроке, объясняя новый материал, предлагаю доработать предлагаемую схему -«Способы получения алкинов», указав условия протекания реакций, найти в тексте учебника или справочника уравнения реакций и записать их в тетрадь. Во время объяснения типа гибридизации, записать и зарисовать соответствующие схемы, иллюстрирующие состояние атома углерода в соединениях данного класса. На уроке учащиеся, работающие в группах, получают информацию из объяснения учителя, из учебника, предложенных справочников, используя интернет. Какие-то из заданий «сильные» и «средние» учащиеся пишут на доске. Основная же работа выполняется дома. У ребят разный темп работы. Они затрачивают разное время на поиски материала. В классе они составляют рабочую схему, а оформление интеллект-карты они осуществляют дома.

Оценивается информативность интеллект-карт и их эстетичность. Использование ИК позволяет за то короткое время, которое выделено на изучение материала, охватить весь объём, понять и запомнить. При этом работает долговременная память. Данный вид работы эффективен и для детей визуалов, и для аудиалов, и для кинестетиков, поскольку в работе используются три вида памяти. После урока-объяснения нового материала, конспект проверяется и оценивается. Дома ребята готовятся, чтобы воспроизвести материал по памяти на уроке.

Так учащиеся незаметно для себя обучались анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать информацию, переводить из текстового формата в графический, связывать ее между собой. Кроме этого дети учились сотрудничать: слушать, поддерживать, оценивать и корректировать друг друга.

Результаты применения ментальной карты:

  • экономия времени на конспект;
  • концентрация внимания на важных моментах;
  • визуально четкие ассоциации;
  • повышение мотивации, качества знаний;
  • развитие предметных и коммуникативных компетенций, творческих способностей;
  • активизация деятельности;
  • корректировка знаний учащихся;

   Ментальные карты - это интересно и современно. Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе обязательно даст результаты.

Использованная литература:

1. Бершадский М.Е. Метод интеллект-карт http://bershadskiy.ru

2. «Методсовет» - http://metodsovet.su

3. BiblioFond.ruview.aspx?id=465408

4. http://www.mind-map.ru/

5. http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm

6. http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

7. http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1

8. http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap

9. detmobib.ruupload/information_system_40/5/2/4/.