Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419993
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести».
Содержание - Естественные науки

Кук Юлия Александровна, учитель физики, МКОУ Елизаветовская СОШ, с. Елизаветовка Павловский район, Воронежская область.
Цель: • Образовательная: сформировать понятия сила, сила тяжести. Рассмотреть явление тяготения. • Развивающая: развивать умение наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов; усовершенствовать способы мыслительной деятельности (анализ, обобщение); совершенствовать речь (владение физическими понятиями, терминами); углублять познавательный интерес учащихся.


Дата публикации: 12.03.2018


  Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести».

Похожее изображение

Цель: 
• Образовательная: сформировать понятия сила, сила тяжести.
Рассмотреть явление тяготения.

Развивающая: развивать умение наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов; усовершенствовать способы мыслительной деятельности (анализ, обобщение); совершенствовать речь (владение физическими понятиями, терминами); углублять познавательный интерес учащихся.

• Воспитательная: продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество. Видеть, понимать, чувствовать красоту науки.

 

Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, презентация.


Лабораторное оборудование: динамометр, металлический шарик, теннисный, воздушный, пластилин, ластик.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.


Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный 
проектор, презентация, демонстрационный материал. 


Ход урока:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Ребята, посмотрите на экран.

Это портрет ученого, который сделал много открытий в области математики, физики, астрономии.

- Может кто-то из вас знает имя этого ученого? (И. Ньютон). (Какому ученому упало яблоко на голову?)

- Чтобы добиться успехов в жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия,
требующие огромных духовных, умственных и физических сил:

• духовная сила: сила убежденья, сила красноречия;

• сила ума; 
• сила воли; 
• нравственная сила;
• силою разума постигать, заключать и изобретать.
- Что общего в этих фразах?

- Тема нашего урока: «Сила. Явления тяготения. Сила тяжести». 

Обратите внимание на листы записи, которые лежат на партах. В течение урока вы будете их заполнять.
- Что мы должны узнать на уроке, какая наша цель?

Цель урока:
Сформировать понятие:
1. Сила, как физическая величина;

- А если сила физическая величина, то нам необходимо узнать:

2. как обозначается и в каких единицах измеряется.

I. Изучение нового материала. Работа в группах.
1. Опыт № 1.
- Посмотрите, перед вами лежат физические тела.

1 группа: на металлический шарик;

2 группа: на теннисный шарик;

3 группа: на воздушный шарик;

-В каком состоянии они сейчас находятся? (в покое).

-Толките рукой шарик со стола.

-Что сейчас произошло? (тела упали на пол).

В этом опыте, тело под действием другого тела (вашей руки) приходит в движение.

В этом случае говорят, что тела взаимодействуют, или на тело действует сила.

Результатом действия силы является…..? (движение)

-Какую физическую величину характеризует движение? (скорость).

-Что имеет скорость кроме числового значения? (направление).

-Если физическая величина характеризуется помимо числового значения направлением, то является векторной величиной.

 

II. Основная часть.

Следовательно: Сила – это физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть является мерой взаимодействия тел.

(запишите)
- Обозначается сила буквой F.
(запишите)
- На чертежах над обозначением силы изображают прямую стрелку, называемой вектором этой силы.

Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы.

- Единица измерения силы – Ньютон, в честь ученого, обозначается [H].
- Посмотрите, на столах у вас лежит прибор, с помощью которого определяется числовое значение силы, называется динамометр.

Как измерять силу с помощью этого прибора, вы узнаете на следующих уроках.

2. Опыт № 2.

- Возьмите в руки:

1 группа: пластилин;

2 группа: ластик;

3 группа: воздушный шар

- Приложите силу к этим телам и сожмите их.

- Что произошло? (Изменилась его форма). Отпустите.

- В таких случаях говорят, что тело деформируется.

-Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.

(Запишите).

Деформация бывает двух видов:

Упругая, когда тело принимает первоначальную форму после внешних воздействий.
Пластическая, когда тело не принимает первоначальную форму после внешнего воздействия.

-Ребята, поднимите руки, кто наблюдал упругую деформацию, а теперь, кто пластическую?

(1 и 3 группа тело приняло свое форму, 1 группа тело изменило свою форму).

- Итак, мы с вами познакомились с понятием сила. Сделали главные выводы о силе.

Теперь рассмотрим одно из проявлений силы в природе.

- Ребята, как вы думаете, почему листья, опадая с деревьев, опускаются на землю?

Почему снег падает на землю?

- На эти тела действует сила притяжения к Земле.

Земля притягивает к себе все тела: дома, людей, Луну, Солнце, воду в морях и океанах.

- Ребята, а как вы думаете, мы притягиваем к себе Землю? (да)

В свою очередь и Земля притягивается к нам и к этим телам.

Притяжение существует не только между Землей и телами, находящейся на ней.

Но и Луна притягивает к себе Землю. Притяжение Земли к Луне вызывает приливы и отливы воды в океанах и морях.

- Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. (запишите)

Послушайте филиппинскую сказку Цапля и буйвол:
Цапля и буйвол решили посоревноваться, кто из них выпьет больше воды. Буйвол долго пил, а когда напился, тут же и уснул.
«Прошел час, второй, третий… Лишь через четыре часа проснулся буйвол. А цапля между тем приметила, что в реке-то начинается отлив!
-Н-нуу-у? Те-е-перь твоя оч-че-е-редь, цапля, - с трудом проговорил буйвол.
Опустила хитрая птица свой длинный клюв в воду – вроде пьет. Долго-долго стояла она так в реке.
- Смотри! Река мелеет! Воды становится все меньше! – закричали звери и птицы, собравшиеся к берегу.
Так цапля оказалась победителем, а буйвол побежденным».
Кто выпил больше воды? (буйвол)
Кто оказался сильнее? (цапля)
В чем сила цапли? (сила разума)
Вывод: не всегда физическая сила преобладает над силой разума.
-Какое физическое явление прослеживается в этой сказке? (приливы и отливы).
-Какая сила вызывает приливы и отливы? (Сила притяжения к Земле).

-Между вами тоже есть сила притяжения.

- Почему же притяжение тела к Земле заметно, а притяжение между двумя учениками в классе нет?

(Ответ: Из-за различия массы тел)

- Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел.

Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

- Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения тел к Земле.
Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. 
(запишите)
Обозначается буквой с индексом: Fтяж. , измеряется в Ньютонах.
(запишите)

Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз.

III. Закрепление нового материала.
- Проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях.

Давайте вспомним все основные выводы о силе, которые мы записали в ходе урока и решим задачи.
Каждая группа получает свою задачу. Вы должны внимательно прочитать задачу и ответить на вопросы.

После того, как вы справитесь с заданием, выберите одного человека из группы, который нам кратко изложит задание и даст ответы на вопросы.
Задача 1. 

Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"
Когда в товарищах согласия нет,
на лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. 
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
1. Ребята, как вы думаете, почему воз и ныне там? (сила направлена в разные стороны).
2. Исходя из морали этой басни, какая сила важнее? Физическая или сила разума?
Вывод: очень важно, когда обе силы идут в одном направлении. Сила разума, сила мысли направляет физическую силу.

2 группа.       Задача 2. Русская народная сказка «Репка».

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

1. Как вы думаете, почему репку не могли вытащить без мышки?

2. Как была направлена сила?
3. Кто из героев обладает меньшей силой тяжести? Почему?

Задача 3. Басня И.А. Крылова " Слон и моська "
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает".-
"Эх, эх! - ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"
1. Кто из животных обладает большей силой тяжести? (слон)
2. Кто на ваш взгляд сильнее духом? (моська)
3. В чем заключается жизненный смысл?
Мораль: Сила духа преобладает над силой тяжести.

IV. Рефлексия. (Включаю запись музыкального клипа).

Ребята, скоро Новый год, давайте создадим праздничное настроение.
У вас на столах лежат снежинки. Возьмите по одной.

Прежде, чем мы прикрепим снежинки, прочитайте, что написано на обратной стороне и закончите предложения.

На снежинках:

1.Сегодня на уроке я узнал….

2.Самым трудным для меня было…

3.Самым интересным мне показалось…

4.Больше всего на уроке мне запомнилось…

(Дети отвечают на вопросы и прикрепляют их к рисунку).

Спасибо за урок, до свидания!

 

 

 

Лист записи

 

Тема урока:_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Сила – это ________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сила обозначается_________________________________________________

Единицы измерения силы__________________________________________

Прибор для измерения силы________________________________________

Силой тяжести называется_________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сила тяжести обозначается_________________________________________

Единицы измерения силы тяжести__________________________________

Сила тяжести направлена__________________________________________

 

 

 

 

 

1 группа.       Задача 1. Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"



Когда в товарищах согласия нет,
на лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. 
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Вопросы:


1. Как вы думаете, почему воз и ныне там?

 

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

___________________________________________________


2. Исходя из морали этой басни, какая сила важнее? Физическая или сила разума?
_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________

2 группа.       Задача 2. Русская народная сказка «Репка».

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему репку не могли вытащить без мышки?

________________________________________________________

________________________________________________________

2. Как была направлена сила?
________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

3. Кто из героев обладает меньшей силой тяжести? Почему?

________________________________________________________

________________________________________________________

3 группа.     Задача 3. Басня И.А. Крылова " Слон и моська "


По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает".-
"Эх, эх! - ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"

Вопросы:
1. Кто из животных обладает большей силой тяжести? Почему?

__________________________________________________________________
2. Кто на ваш взгляд сильнее духом?

__________________________________________________________________
3. В чём заключается жизненный смысл?
Мораль:
__________________________________________________________

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР