Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430099
Конспект урока «Озеро Байкал – чудо природы» с презентацией.
Содержание - Естественные науки

Курбатова Валентина Николаевна, учитель географии, МКОУ «Светлополянская основная общеобразовательная школа», посёлок Светлые Поляны, Кетовского района Курганской области. 
Конспект урока географии для учащихся 8 класса с презентацией. Основные задачи урока - расширить и углубить знания учащих об уникальности озера Байкал; развитие познавательного интереса, творческого мышления детей.


Дата публикации: 05.03.2018


РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«ОЗЕРО БАЙКАЛ - ЧУДО ПРИРОДЫ»

alt

Цель урока: показать учащимся значимость Байкала в природе Восточной

                      Сибири и жизни человека

Задачи урока: 1. Расширение и углубление знаний учащихся об уникальности озера

                             Байкал, развитие познавательного интереса, творческого мышления.

                           2. Формирование умения выступать перед аудиторией.

                           3. Формирование чувства любви к родной природе; экологического

                               сознания; эстетического восприятия   красоты   русской природы.

Учебная цель: 1. Доказать, что слова Л.С. Берга «Байкал - чудо природы

                               во всех   отношениях» - верны.

Оборудование: мультимедийный проектор и презентация, физическая карта

                         России, атласы по географии для 8 класса.

 

Ход урока

I.         Орг. момент.

II.        Освоение новых знаний.

Этап 1: Постановка темы урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Сегодня я вас приглашаю в виртуальное путешествие на Байкал. Тема урока «Озеро Байкал – чудо природы».

     Найдите на карте России в атласах озеро Байкал. (Учитель показывает по карте на доске).

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал» - говорят сибиряки.

     Байкал включён в «Список всемирного наследия». Более 1 тысячи объектов из этого списка - это разбросанные по всему миру места, обладающие выдающейся культурной или природной значимостью для человечества. Байкал – наша гордость.

А Лев Семенович Берг сказал: «Байкал – чудо природы во всех отношениях».

- Кто этот человек?

- Откройте страницу 144 учебника. (Он был не только географом, но и биологом. Занимался изучением озер и обитающих в них рыб, создал учение о географических ландшафтах).

Этап 2: Постановка учебной цели урока.

     Озеро Байкал – чудо природы во всех отношениях!

           -Наша цель сегодня на уроке – доказать это утверждение. Выявить, чем уникален и       неповторим Байкал, что выдвинуло его в число важнейших природных объектов мира, что нужно сделать, чтобы сохранить это озеро?

Для подтверждения уникальности Байкала изучим озеро по следующему плану (план на доске):

1.         Географическое положение озера.

2.         История открытия.

3.         Геологическая история происхождения (образования) котловины озера и характер его берегов.

4.         Климат Байкала.

5.         Уникальность воды озера.

6.         Органический мир озера

7.         Экологические проблемы Байкала

Этап 3: Портрет Байкала

В далеком прошлом за разные провинности людей отправляли на каторгу, в ссылку в Сибирь, Забайкалье. Бежать на восток – не было дороги, на запад – нужно пересечь озеро. Каторжане садились в смоляные бочки, где солили байкальского омуля, и просили ветер - баргузин «пошевеливать вал», чтобы было легче переплыть озеро.     (Звучит песня «Священный Байкал»).

В нашем путешествии нам помогут специалисты. Но на первый пункт плана о географическом положении озера отвечу я, как географ.

В ходе сообщений и показа презентации вам необходимо заносить основные сведения в ваши тетради, таким образом, чтобы в конце урока получился конспект, который поможет вам в выполнении домашнего задания и подготовке к экзамену (ОГЭ) по географии.

Доклады:

1.         Географ – учитель.

2.         Историк – Никита К.

3.         Геолог и геоморфолог – Кирилл К.

4.         Климатолог – Ангелина Ф.

5.         Гидролог-лимнолог – Роман К.

6.         Зоолог и ботаник – Вероника Р.

7.         Эколог – Екатерина Б.

(Учащиеся заслушивают доклады, в ходе которых составляют конспект в тетради)

             III. Рефлексия деятельности.

- Какую учебную цель поставили в начале урока?

Доказать, что слова Л.С. Берга «Чудо природы во всех отношениях» - верны.

Как мы можем это доказать?

В чем уникальность озера Байкал? В чем Байкал является «Чудом природы во всех отношениях», как говорил Л.С. Берг? Почему его называют «голубой жемчужиной Сибири»?

а) самое древнее,

б) самое глубокое,

в) самое чистое и прозрачное,

г) уникален органический мир

д) в озере содержится большой объем пресной воды.

(каждое утверждение сопровождается показом слайдов презентации).

- Достигли ли мы цели урока? (Ответы детей)

 

IV Домашнее задание: прочитать §39, конспект в тетради;

творческие задания на выбор:

1.         Составить 5 вопросов по теме урока, которые бы начинались со слова «Почему….?

2.         Написать эссе на тему «Проблемы Байкала и мои предложения по их решению».

 

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Прежде, чем я выставлю оценки за урок, я хотела бы услышать ваше мнение, за что вы можете похвалить себя сегодня на уроке?

(Ответы детей. Выставление оценок.)

 

             Закончить наш урок я хочу словами М. Пришвина:

«…Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сохранить эти сокровища – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем сохранять водоёмы. В лесах, степях разные ценные животные – будем охранять леса, степи. Рыбе – вода, птице – воздух. А человеку нужна Родина. И охранять природу – это значит охранять Родину»

Используемые материалы:

Литература:

1.         И.И. Баринова. География России. Природа. М., Дрофа, 2013. Учебник для 8 класса.

2.         Е.А. Жижина. Н.А. Никитина. Универсальные поурочные разработки по географии.

           Природа России. М. Вако. 2015.

3.         Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков/ составитель

           И. И. Баринова. – М.: Школьная пресса, 2006.

Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki/Байкал

www.magicbaikal.ru/info/winds.htm

az-kozin.narod.ru/kniga_o_baikale.html

sea.irk.ru/baikal.html

www.ocean.ru/content/view

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР