Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384491
Статья «Взаимодействие педагога и родителей в ходе реализации экологического воспитания в детском саду».

Черемных Елена Юрьевна (старший воспитатель), Бучинская Галина Владимировна (воспитатель). РФ, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область). Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Нягань «Детский сад № 2 «Сказка». 
Актуальность экологического воспитания в дошкольном возрасте очевидна. Формирование любви к природе, к родному краю, к Родине необходимо начинать в младшем возрасте. В работе по экологическому воспитанию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Опора на семью, совместные усилия позволяют решить главную задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего любить все живое, бережно относящегося ко всему, что подарила ему природа. Вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. В данной статье освещены некоторые формы работы с родителями, позволяющими наиболее полно раскрыть основы работы по экологическому просвещению.


Дата публикации: 25.12.2017


Картинки по запросу ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ

В ХОДЕ  РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

В ДЕТСКОМ САДУ

 

Целевые ориентиры экологического воспитания дошкольников базируются на положениях ФГОС ДО (см. пункт 4.6): «….ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном  мире….элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…..»

Актуальность экологического воспитания в дошкольном возрасте очевидна. Формирование любви к природе, к родному краю, к Родине необходимо начинать в младшем возрасте. В работе по экологическому воспитанию   дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Опора на семью, совместные усилия позволяют решить главную задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего любить все живое, бережно относящегося ко всему, что подарила ему природа. Вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

 

            Основы экологического воспитания направлены на формирование бережного, ответственного, гуманного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  1. 1.
  2. 2.
  3. 3.
  4. 4.
  5. 5.
  6. 6.

 

Основные формы взаимодействия педагога

 с родителями в ходе  реализации экологического  воспитания


 1.Анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей.


Анкета для родителей

«Экологическое образование в семье»

 

 Цель: выявить отноше­ние родителей к вопросам экологического образования дошколь­ников в детском саду и его реального осуществления в семье.

  1. 1.Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)

а) да    б) нет

  1. 2.Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

а) да    б) нет

  1. 3.Кто ухаживает за животными или растениями?
  2. 4.Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать.
  3. 5.Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

а) да    б) нет

  1. 6.Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)

а) да    б) нет

  1. 7.Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

а) да    б) нет

  1. 8.Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

а) да    б) нет

  1. 9.Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?

а) да    б) нет

  1. 10.Ваши предложения по организации экологического образо­вания в детском саду.______________________________________

Анкета для родителей
«Экологическое воспитание детей»

ФИО_______________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?_________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?___________________________

В чем это проявляется? ___________________________________

- Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть).

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ______

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?_________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?________________________________

В чем это проявляется? ______________________________________

- Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) ________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _____________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________

Анкета для родителей

"Книги о природе в семье"

 

ФИО___________________________________________________

Возрастная группа____________

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

- Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно).

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?________________

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть).

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? __________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?_________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?________________

Как часто? При каких ситуациях? ___________________________

- Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую - ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)

 

2. Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка, рассказ о Красной книге (ПРИЛОЖЕНИЕ  1: ПРЕЗЕНТАЦИЯ).

3. Календарь интересных дат – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ПРЕЗЕНТАЦИЯ).

4. Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах.

5.Рекомендации для наблюдения: за листочками, за облаками, за тем, как садится солнце и т.п.

6. Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

7. Организация выставок детской литературы (В. Бианки, Н. Сладков, Е. Чарушин)

8. Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

9. Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек. Агамограф  «Времена года». (ПРИЛОЖЕНИЕ 3: ПРЕЗЕНТАЦИЯ).

10. Педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого.

Важные моменты:

- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

- содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

          Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

          Необходимо помнить — личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу – способствуют формированию у дошкольников экологического мировоззрения.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)