Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429706
Методическая рекомендация «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

Захарова Галина Валиевна, педагог дополнительного образования МУ ДО «Дом детского творчества г. Буденновска Буденновского района» Ставропольского края. 
Данная методическая рекомендация разработана для детей младшего и среднего школьного возраста с целью воспитания любви к природе посредством приобщения к искусству. Автор обращает внимание на нравственное воздействие искусства на личность человека, на  важность наращивания чувственного опыта.
Музыка, живопись, литература с раннего детства должны быть в постоянном окружении человека, составлять ту эстетическую  среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизньПоэтому первостепенной эстетической школой, подготавливающей человека к созерцанию ландшафтов природы, трепетному отношению к ней, является искусство.


Дата публикации: 20.12.2017


 

Как прекрасен этот мир, посмотри…

методическая рекомендация

Воспитание  – дело ответственное. Как начнешь, так и пойдет. А начинаем мы сегодня не с того, с чего надо бы. На мой взгляд, парадигма воспитательного процесса в современном обществе  сводится к формированию деятельного человека, лидера, во что бы то ни стало. А между тем, чувственный опыт -  вот настоящее сокровище. Им наделены все и наделены безвозмездно.

Умение восхищаться красотой окружающего мира заложены в человеке самой природой или Богом. Произведения искусства заставляют зрителей или слушателей любить и ненавидеть, искать смысл жизни, вызывают слезы и восторг. Еще древние греки отмечали нравственное воздействие искусства на личность человека. Центральным понятием в древнегреческой эстетике был катарсис – очищение человеческой души средствами искусства.

Позабыв  опыт тысячелетий, давший человечеству мыслителей-философов, великих художников, композиторов мы стали рационально подходить к становлению человека, подсчитывать уровень его интеллекта, выражаемый в показателе IQ,. Но мы не умнее древних, не первые жители Земли. Никто не под­считывал извилины Сократа и Эсхила. Неужели их гениальность так уж определялась количеством задействованных мозговых клеток? А как тогда быть с иррациональной природой творчества, с интуи­цией и прозрениями? Неужели все это «от ума»?

Мы лишаем детей очень необходимой для развития личности функции — созерцательной. В европейском человеке побеждает деятель. Только Восток еще как-то    сопротивляется, еще способен к созерцанию.И дети. Дети — созерцатели и деятели одновременно. Они везде одинаковы — и на Западе, и на Востоке. Они умеют вглядываться в мир. Наша задача не дать погаснуть в ребенке чувству любви, с которым он пришел в этот мир, природной пытливости, любознательности, творческим задаткам, солнцу…

Известно, что ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием красоты, оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. Поэтому первостепенной эстетической школой, подготавливающей человека к созерцанию ландшафтов природы, трепетному отношению к ней, является искусство. Музыка, живопись, литература с раннего детства должны быть в постоянном окружении человека, составлять ту эстетическую  среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь. Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи в точности передающие те или иные уголки природы, а есть такие, которые создала фантазия художника. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко описать состояние природы. Глядя на картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели», ребенок видит приход ранней весны: рыхлый розоватый снег, прозрачные дали, суету прилетевших грачей и его охватывает предчувствие наступающей весны, радость. А когда рассказываешь детям о художнике И. Левитане, блестящем мастере пейзажа, о том, как долгими часами он бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом переносил на свои полотна перелески, тоненькие березки, стоящие в весенней талой воде, мостик через речку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег он понимает, как прекрасна наша родная природа, нужно только остановиться на мгновение и приглядеться. На его полотнах дети видят серые, туманные дни, темные тучи на небе или осенние леса, сверкающие красными, желтыми и золотыми красками.

Вглядываясь в пейзажи, дети учатся чувствовать состояние природы: грусть, радость, тревогу, которые говорят им не только о чувствах и настроении художника, но и о красоте природы. Восприятие красоты природы, эмоциональное состояние ребенка усиливает соответствующее настроению природы музыкальное сопровождение и прекрасные творения русских поэтов.

Музыкальный альбом «Времена года» выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского, состоящего из двенадцати небольших пьес, по числу месяцев в году – это, по сути, музыкальный календарь по которому живет природа: рождается, дышит, цветет, радует, увядает и вновь возрождается.

А стихи русских поэтов! Сколько в них любви к родной природе, сколько восторга! Зима, весна, лето и осень… У каждого времени года свое настроение.

Так, постепенно дети начинают замечать круговорот в растительном царстве природы: рождение и цветение, зрелость и плодоношение, увядание до новой весны. Природа напоминает детям о царстве природы и важной составляющей - себя в этом царстве – человека. Природа становится для них предметом духовных переживаний. Говоря о природе в эстетическом смысле, они уже могут сказать: «задумчивая», «радостная», «мрачная». Эти эстетические суждения, конечно, не научны, но особенность эстетического суждения в том и состоит, что оно по сути дела касается оценки человеческих переживаний.

Формирование высокоразвитого человека трудно даже представить без воспитания у него любви к природе, умения тонко и глубоко понимать и чувствовать её красоту и обаяние. Эстетическое восприятие природы развивает и обогащает способность к духовному переживанию, облагораживает человека, прививает ему любовь ко всему истинно прекрасному, к Родине.

 

Приложения: сопроводительный материал – 2

1.                      Презентация. «Пейзаж – окно в мир природы;

2.                      Видеоролик.  Петр Ильич Чайковский «Времена года» (пейзажи русских художников)

 

 

Похожее изображение

Азбука русской живописи


Айвазовский Иван Константинович

Пусть безмолвствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса –

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса. 

                                        Николай Степанович Гумилев

Иван Константинович Айвазовский прожил долгую счастливую жизнь. Художник Главного морского штаба, академик, он объездил полмира. Но где бы Айвазовский не находился, по утрам он брал в руки кисти, палитру и начинал писать картину. Он написал множество картин. Кроме этого, подарил городу Феодосии, в котором родился… железную дорогу и водопровод, великолепные фонтаны и даже свой дом с картинной галереей.

Больше всего он писал море – бурное и тихое, с хрупкими парусниками и грозными крейсерами… Рисуя оснастку кораблей, он не сделал ни одной ошибки. Писал легко, быстро, его стремительная кисть так и летела к огромному полотну, на котором уже к концу дня мог разыграться шторм.

Васильев Федор Александрович

Он рано начал заниматься живописью. Ему только-только исполнилось восемнадцать, а он уже был признанным пейзажистом.

     Но времени «гениальному мальчику». Как называл Васильева Крамской, было отпущено мало: он умер в 23 года. 

 О его картинах говорили, что было в них « что-то почти мистическое, чарующее, точно  не картина, а во сне какая-симфония доходит до слуха – оттуда, сверху…».

 И все его картины - о России, которую он нежно любил.

Сверкает солнце жгучее,

В саду ни ветерка

 А по небу летучие

Проходят облака.

Я в час полудня знойного,

В томящий мертвый час

Волненья беспокойного

Люблю смотреть на вас.

Но в зное те ж холодные

Без цели и следа,

Несетесь вы свободные,

Неведомо куда.

Все небо облетаете…

То хмуритесь порой,

То весело играете

На тверди голубой.

А в вечера росистые.

Когда с закатом дня

Лилово-золотистые

Глядите на меня!..

Вы, цепью изумрудною

Носяся в вышине,

Какие думы чудные

Нашептывали мне!..

                            Алексей Николаевич Апухтин

Васнецов Апполинарий Михайлович

В семье сельского священника, жившей в вятской области, росли два сына. Им обоим суждено было стать замечательными художниками. Один – Виктор – был художником-сказочником, а друго1 – он был моложе на восемь лет – не сразу нашел свою судьбу. Сначала закончил духовную семинарию и лишь после этого избрал путь живописца: он просто не мог не рисовать.

Апполинарий Васнецов писал замечательные пейзажи.

Но прославился как художник, воссоздавший облик старой Москвы.  Он так подробно выписывал архитектуру и детали старинного московского быта, что по ним можно было изучать историю города.

Волков Ефим Ефимович

Как-то раз (дело было в 1985 году) в Академии художеств случился переполох. Известному художнику Ефиму Ефимовичу Волкову исполнилось 50 лет. Он много написал картин, да каких! Всю Россию объездил с ними. А звание академика так и не получил. Забыли о нем в Академии. А он и не просил. Зачем? Ему и так хорошо живется: он пишет картины да благодарит судьбу, что в такой красивой стране родился… Решили важные чиновники исправить недосмотр и присвоить художнику звание академика. Стали картины смотреть – выбирать лучшую. Но все они были такие красивые, что глаз не оторвать. Думали, рядили и наконец решили: «Присвоить звание академика за известность на художественном поприще».

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и плещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

                             Федор Иванович Тютчев

Воробьев Максим Никифорович

Он был пейзажистом. Писал природу, моря и города. Но пробовал силы и в скульптуре, и в гравюре.

 Однажды он рассказал своему другу о том, что «мысль о волнах» была подсказана ему музыкой. Когда его друг недоверчиво покачал головой, художник взял скрипку и блистательно сыграл пьесу Моцарта.

 - Послушай, как музыка похожа на волны!

   Друг был повержен…

Успокоение

Гроза прошла – еще курясь, лежал

Высокий дуб, перунами сраженный,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженной.

А уж давно, звучнее и полней,

Пернатых песнь по роще раздалася,

И радуга концом дуги своей

В зеленые вершины уперлася.

                             Федор Иванович Тютчев

Ге Николай Николаевич

Художник рано потерял маму: ему еще и года не было, когда он остался сиротой. Няня заменила ему мать. «Добрая, милая няня, равной тебе не встречал я более. Никогда тебя не забуду. Ты своей чистотой, кроткой народной любовью осенила мое младенчество и завещала мне чуткость к чужому горю». 

 Он писал картины на исторические сюжеты. Но любил писать пейзажи, сохранив в душе детский восторг перед радостью бытия: «рано утром я проснулся. Маленькая комната-спальня вся залита солнцем. Дверь растворена прямо в садик. Канарейки поют во весь голос…».

Это ты, страна родная,

Где весенние цветы,

Мне дарила жизнь младая!

Край прелестный – это ты…

                                  Николай Михайлович Языков

Дубовский Николай Никанорович

 Сын казака он учился в кадетском корпусе и должен был, как и отец, стать военным. Но душе его хотелось чего-то другого…

 Мальчиком Николай мог часами смотреть на небо, наблюдая за свободным полетом облаков. Какие же они разные: то легкие, послушные ветерку, то огромные, грозные. Нависнут над притихшей водой – все замрет, насторожится, и вдруг разразится гроза. Горе рыбаку в утлой лодочке, если не успеет он доплыть до берега.

  Но буря пройдет, и встанет над морем разноцветная радуга. И рыбак, не в силах сдержать изумления перед открывшимся ему чудом, восторженно приветствует его.

Свод радуги – Творца благоволенье,

Он сочетает воздух, влагу, свет –

Все, без чего для мира жизни нет.

Он в черной туче дивное виденье

Являет нам. Лишь избранный Творцом,

Исполненный Господней благодати, -

Как радуга, что блещет лишь в закате, -

Зажжется пред концом.

                                             Иван Алексеевич Бунин

Ендогуров Иван Иванович

Иван Ендогуров родился в семье военного, учился на юриста, но стал живописцем. Он так хорошо чувствовал природу, что, изображая ее, мог сам стать… снегом, дождем, солнцем. Посмотрите на картину «Дождь». Чувствуете, как капли капают вам на ладошку? Это плачет дождик.

 Предчувствие ранней смерти разлило тихую, баюкающую грусть по его пейзажам» – так писали в журнале о его посмертной выставке. 37 лет – ровно столько отпустила судьба этому гениальному художнику.

Каменев Лев Львович

Если подняться на самый высокий волжский утес, вдохнуть полной грудью свежий ветер, раскинуть руки… то можно взлететь над землей. Над бескрайними полями, лесами, озерами, реками. Можно даже – страшно подумать! – увидеть самого Создателя.

Такое чувство, наверное, испытывал Лев Каменев, когда ему удавалось сбежать из отцовской лавки, где он торговал всякой всячиной, на берег Волги. Он чертил рисунки палочкой на земле и мечтал когда-нибудь нарисовать то, что чувствовал.

 Последние годы он жил около Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом – и писал картины. Все было так, как в его мечтах: он вдохновенно изображал созданный Творцом мир.

Чудный день! Пройдут века –

Так же будут в вечном строе

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

                            Федор Иванович Тютчев

 

 

Клевер Юлий Юльевич

Больше всего на свете Юлий Клевер любил… сказки. Но только страшные, с жутчинкой. Про лесного царя, призраков, а еще - про домовых, речных и болотных духов. Он даже сам сочинял сказки для своих детей.

 Картины Клевера знали все. Чуть ли не в каждом доме были репродукции его полотен.

 Сучковатые деревья, причудливо переплетенные корни, напоминающие леших, торчат из болотной тины. Красно-желтое солнце садится над лесом. Еще мгновение – и наступит ночь. И тогда начнется сказка. Страшная, с жутчинкой…

Коровин Константин Алексеевич

 «Очаровательная улыбка, иногда лукавая, редко покидала его, так как он был человеком веселым, любящим и распространявшим вокруг себя чувство дружбы и доброжелательности…» - писал о Коровине художник Павел Кузнецов.

  Однажды друг художников Савва Иванович Мамонтов решил подшутить над Репиным и показал ему этюд, написанный Коровиным.

- Как думаешь, чья это работа?

- Я думаю, испанец написал, - серьезно сказал Илья Ефимович, - смело, сочно написано…

   Узнав, что это работа Константина Коровина, Репин убежденно сказал:

- Талант огромный.

В душном воздуха молчанье,

Как предчувствие грозы,

Жарче роз благоуханье,

Звонче голос стрекозы,

Чу! За белой дымной тучей

Глухо прокатился гром;

Небо молнией летучей

Опоясалось кругом. 

                                   Федор Иванович Тютчев

Куинджи Архип Иванович

Однажды пришел к Куинджи начинающий художник с этюдами.

-  Совсем неплохо, - похвалил его мастер, посмотрев работы.

- Служба мешает писать картины, - пожаловался пришедший.

- Сколько же времени вы проводите на службе?

- Целый день: от десяти утра до пяти вечера.

- А что вы делаете до четырех утра?

- Сплю, - пожал плечами молодой человек.

 - Вы так всю жизнь проспите. Когда я начинал, то знал: время от четырех до девяти утра было в моем распоряжении…

  Художник Рерих вспоминал, что ровно в полдень – об этом возвещал выстрел пушки в Петропавловской крепости – Куинджи выходил на крышу дома, и к нему слеталось множество птиц. Он кормил их из рук – голубей и воробьев, ворон и галок, синиц и ласточек… Птицы садились ему на плечи, на голову, на руки. Они все были его друзьями. Архип Иванович улыбался и говорил Рериху:

- Подойди поближе, я скажу им, чтобы они тебя не боялись…

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

И звучат свежо и юно

Новых сил могучий строй,

Как натянутые струны

Между небом и землей.

         Алексей Константинович Толстой

Лагорио Лев Феликсович

16 июня 1827 года на море была тихая погода. В этот день в городе Феодосии родился мальчик. Его назвали Левушкой. Родиться рядом с морем и не любить его нельзя, а жить в Феодосии – городе великого Айвазовского – и не стать живописцем – просто невозможно. Маленького мальчика привели в мастерскую художника. А в 16 лет талантливый юноша уже стал учиться живописи в Петербурге.

   Он прожил долгую, спокойную жизнь. Обладая счастливым характером, он видел вокруг только доброе и светлое, что и воплощал в своих картинах. 

Левитан Исаак Ильич

Художник К. Коровин писал о Левитане: «Он был всегда грустный. Он жил как-то не совсем на зеле… Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба».

  Однажды в его не очень-то веселой и благополучной жизни случилось замечательное событие – он подружился с семьей Антона Павловича Чехова. Забавным шуткам, играм и дурачествам, придуманным братьями Чеховыми и сестрой Машей, не было конца. Даже ловля карасей превращалась в какое-то невероятное, но обязательно веселое событие.

   Как-то Антон Павлович Чехов, разглядывая этюд молодого художника, заметил: «природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас».

 И слово прижилось, стало обозначать особое, немного печальное состояние природы, которое так любил изображать Левитан.

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье.

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.        

                                     Евгений Абрамович Баратынский

Остроухов Илья Семенович

В 1858 году Павел Петрович Третьяков купил первый пейзаж для своей, пока еще небольшой коллекции. В этот же год в Москве родился мальчик, для которого слова «пейзаж». «коллекция» и «Третьяковка» станут главными в жизни.

   Художник-самоучка Илья Остроухов не только писал прекрасные картины, он также собирал полотна выдающихся современников. И даже создал свой небольшой музей (позже он станет частью Третьяковской галереи)

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слушать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…

                                       Аполлон Николаевич Майков

Перов Василий Григорьевич

Перов родился в сибирском городе Тобольске. Семье, по роду службы отца, приходилось переезжать из одного города в другой. Грамоте Василия сначала учила мама, а затем для этой цели наняли дьячка. Самые большие успехи он делал… в чистописании! Замечательно писал печатным шрифтом и прописью. Однажды отец пригласил живописца, чтобы тот кое-что изменил на старом портрете с его изображением. Художник подошел к делу старательно: счистил прежнее изображение, долго раздумывал над новым вариантом. Потом наконец принялся растирать краски и готовить кисти.

   Перов, наблюдая приготовления живописца к работе, был потрясен. Увиденное казалось ему чудом! С этого дня он пристрастился к рисованию.

   Перов учился в арзамасской художественной школе. Учитель сказал его матери: «Ты, матушка, не беспокойся, Васенька не пропадет – у него талант, из него выйдет художник, это я тебе верно говорю…».

Поленов Василий Дмитриевич

Художник был участником русско-турецкой войны, награжден медалью и военным крестом. Но никогда не писал картин военных. На его картинах – жизнь мирная, теплая, согретая солнцем, какой мы видим ее на знаменитой картине «Московский дворик. Ее светлую и поэтичную сразу купил знаменитый Третьяков, основатель картинной галереи в Москве.

   Поленов много жил за границей, но его мучила тоска по родине: «Прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать. Чувствую себя без почвы, без смысла…»

Далеко от тебя, о родина святая,

Уж целый год я жил в краях страны чужой

И часто о тебе грустил, воспоминая

Покой и счастие, минувшее с тобой.    

                                             Алексей Николаевич Апухти

Рерих Николай Константинович

Фамилия Рерих в переводе с древнескандинавского означает «богатый славой». Художник и в самом деле прославился на весь мир. И не только как живописец, писавший замечательные картины, но и как философ, писатель, путешественник…

  О нем при жизни складывали легенды: будто бы нашел он счастливую страну – Шамбалу, дружит с самим Духом гор и ведомы ему тайны мира.

   Большую часть жизни он прожил в Индии. Написал огромное количество полотен. К концу жизни он все же решился вернуться в Россию. Собрал вещи, упаковал картины. Но, наверное, Дух гор его не отпустил…

О витязь, делами твоими       

Гордится великий народ          

Твое громоносное имя            

Столетия все перейдет!          

И если курган твой высокий                                          

Сравнялся бы с полем пустым,

То слава, разлившись далеко,

Была бы курганом твоим!

                                     Алексей Константинович Толстой

Саврасов Алексей Кондратьевич

Из всех времен года художник больше всего любил весну. Большой, неуклюжий, он шел по бульварам Москвы в училище живописи, где преподавал пейзаж, и с детским любопытством смотре по сторонам. Ему все было интересно: распустились ли цветы, появились ли на деревьях листья, прилетели ли грачи? А потом с восторгом и воодушевлением рассказывал студентам о том, что увидел: «Я был в роще… На дубах кора зеленеет… Как хорошо в воздухе чувствуется весна!».

Толстой Федор Петрович

Ему довелось услышать много упреков, что он, дворянин по происхождению, выбрал в жизни стезю, не достойную титула графа. Даже отец девушки, к которой он сватался, не дал согласия на брак с «маляром».

 Любовь к искусству привила ему мама. Она вышивала шелком, создавая настоящие шедевры. Он все делал с блеском: был таким искусным наездником, что ему поручали объезжать диких лошадей. Став художником, он по словам современников, создал новый, «доселе невиданный мир». Сам великий Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал о «Толстого кисти чудотворной».

 «Муза», «Букет цветов» или «Семейный портрет» – во всем красота, доведенная до совершенства.

Шварц Вячеслав Григорьевич

Сын военного генерала, героя войны 1812 года, Слава с 5 лет стал рисовать. Ему пророчили большое будущее, но судьба распорядилась иначе: Вячеслав Шварц прожил только 30 лет.

Он удачно совместил любовь к истории и живописи, став историческим живописцем. С его полотен смотрят на нас Иван Грозный, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон. Ему были интересны эти люди, которые определяли судьбу России.

Шишкин Иван Иванович

Он родился в маленьком городке Елабуге в семье купца и должен был помогать отцу вести торговые дела. Но Ваня делал это так неохотно и неумело, что скоро его оставили в покое. Отец был даже рад, когда сын проявил интерес к искусству, и с легкой душой отправил его в Москву учиться живописи. Мама же, провожая сына, лишь покачала головой:

- Маляров в нашем роду еще не было…

   Шишкин по-настоящему глубоко любил природу. Он почти обожествлял ее, и кажется, что это не деревья, а живые существа.

   Корабельные сосны осанисты, по-королевски величавы. Светом. Солнцем пронизан лес, в котором обитает медвежье семейство. И высокое небо – над полями и лугами России. 

   Конечно, он был мастером. Но он не просто так писал деревья, колосья, поля. Он очень любил родину и считал: «раздолье, простор, рожь – это русское богатство…».

   Иван Иванович Шишкин – воистину русский художник.

Щедрин Сильвестр Феодосиевич

Художник жил в Италии. Он не только смотрел вокруг, поражаясь красоте и богатству южной природы, но и слушал ее звуки, от которых просто некуда было спрятаться. «Ложась спать, я запираю жалюзи, после окошко, затем ставни. Лежишь, лежишь, да и встанешь посмотреть…».

 Художник ходил по щедрой итальянской земле и смотрел на рыбаков. Он видел: они с удовольствием работают, с удовольствием отдыхают. Они любят жизнь. А потом переводил взгляд и видел виноградную лозу, которая, как живая, переползала по заборам, стенам, каменным столбам. Вот осветил ее луч солнца – и художник даже зажмурился: огнем вспыхнул матовый, резной лист. Так возникали волшебные картины.

  Его считали основоположником русского пейзажа, хотя русской природы он не писал. И всю жизнь об этом горевал

Ярошенко Николай Александрович

  Отец мечтал о военной карьере Николая, но сам он любил искусство и стал художником. В его гостеприимном доме всегда было много народу. Приходили писатели, врачи, ученые и, конечно, художники. Они говорили, спорили, мечтали.

- Надо открыть двери галерей, дать искусство людям, а не прятать в дворцах и теремах! – говорили одни.

- Будим ездить по стране, показывать свои картины, делать наброски новых, рисовать русские лица, - горячились вторые.

- Жизнь не ограничивается Петербургом. За ним огромная Россия! – подхватывали третьи.

 

- И кажется, что это сказано сегодня, а не 130 лет назад.

 

 

Библиография:

 

1.                      Васько Е.В. Мировая художественная культура.- М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2008.- 192 с.: ил. (Современная школьная энциклопедия).

2.                      Жукова Л.М. Азбука русской живописи. – М.: Белый город, 2009. -  144 с. (Моя первая книга).

3.                      Каменева Е.О. Какого цвета радуга: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит.,1984. – 79 с.: ил.

4.                      Макарова Е.Г. В начале было детство: Записки педагога. – Педагогика, 1990. – 256с.

 

5.                      Некрасова З., Некрасова И. Перестаньте детей воспитывать –   помогите им расти. М.: ООО Издательство «София», 2007.- 416с.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР