Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381780
Статья «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Накарякова Т.М., учитель начальных классов; Печёнкина Е.С., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 г. Бирск Бирский район Республики Башкортостан. 
Федеральный государственный стандарт нового поколения определённую роль в развитии экологической грамотности учащихся отводит учебному предмету «окружающий мир», который имеет возможности подвести их к пониманию основного закона экологии «всё связано со всем», а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней.

 


Дата публикации: 18.12.2017


 Похожее изображение

Формирование экологической культуры младших школьников. 

Задача правильного использования природных богатств и охрана природы – одна  из главнейших задач нашего времени. Стало насущно необходимым рачительнее пользоваться невосполнимыми запасами – богатствами недр, хранить чистоту вод и воздуха, заботиться о нормальной работе главного звена «системы жизнеобеспечения» корабля–планеты – её растительного покрова. Ведь только зелёные растения «умеют» сегодня создать  органическое вещество из воды, углекислого газа и минеральных солей. Весь животный мир Земли и человек прямо или косвенно зависимы от них. Зелёные растения поглощают углекислый газ и возвращают в атмосферу живительный кислород.

Эту задачу можно эффективно решать в процессе организации опытно – практической деятельности школьников на уроках окружающего мира, технологии и во внеурочной деятельности по данным предметам. Можно организовать различные виды деятельности, которые помогут учащимся не только  получить практический опыт, но и задуматься о многих важных проблемах экологического характера.

Например, на уроках познакомить школьников с проблемой рационального использования природных ресурсов. Учитель обращает внимание и на то, что решение этой проблемы связано, в том числе и с переработкой бытового мусора.  Во внеурочной деятельности ученики выполняют проекты «Бытовым отходам вторую жизнь».

Федеральный государственный стандарт нового поколения определённую роль в развитии экологической грамотности учащихся отводит учебному предмету «окружающий мир», который имеет возможности подвести их к пониманию основного закона экологии «всё связано со всем», а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней.

Основная задача – дать учащимся знания о реальной экологической ситуации на земле, о тех изменениях, которые уже произошли, которые могут произойти и которые можно предотвратить, сформировать у них навыки и умения для наблюдения природных явлений и осознанного восприятия их. Постепенно формируется экологическое мышление. Это ведёт, в свою очередь, к включению эмоциональной сферы учащихся: умение  видеть и замечать красоту, любить и ценить всё, что их окружает в природе. И как результат формируется экологическая культура. Учащиеся не только знают, что нужно беречь природу, но и пытаются ей помочь.

Используя разные формы урока, методы и приёмы, даём основу знаний по экологии. Любовь к природе и бережное отношение к ней закладываются с раннего детства, начиная с любви к своему дому, Родине. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.

Они готовят проекты «Моя семья», «Моя малая родина», «Достопримечательности моего города», «Мой любимый уголок». В школе стало традицией проводить экологические акции «Покормите птиц», «Встреча пернатых». Для учащихся младших классов проводятся праздники «Золотая осень», «День леса», «День птиц», организуются выставки детских поделок из природных материалов, конкурсы на лучший рисунок о природе.

С первого класса дети ведут наблюдения за изменениями в природе, погодой. Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Дети приобретают навыки  в обычном видеть необычное, красивое, удивительное. Увлекательным, добрым делом становится постоянная забота детей о рыбках в аквариуме, о черепашках, о комнатных растениях. Так воспитывается в детях любовь ко всему живому, гуманное отношение к зелёному другу. Система эстетических воздействий на учащихся при изучении природы ведёт к тому, что дети всё замечают в жизни природы. Они стараются увиденное записать, зарисовать, острее чувствуют красоту природы родного края, глубже интересуются окружающим миром и стремятся сами сделать что – нибудь полезное в жизни.

Особую ценность в знакомстве детей с природой представляет экскурсия в лес, сад, парк. Непосредственно в общении с природой они открывают её интересные страницы, видят, как украшают землю наши зелёные друзья. Глубокое понимание прекрасного ведёт к сознанию не только понятий красивого и прекрасного, но и понятий «плохое и хорошее», «доброе и злое», что способствует формированию моральных и эстетических убеждений школьников, развитию экологической грамотности.

Природа имеет для человека и другое, не менее важное значение: она облагораживает его, воспитывает в нём добрые чувства, высокие моральные качества, в том числе и глубокую любовь к Родине. Глубоко прав был  один из самых лиричных певцов земли нашей – писатель К.Г.Паустовский, утверждая, что «…надо охранять природу во всех её видах. Охранять саму землю, почву, растительность, воды и воздух. Охранять прекрасный русский пейзаж – тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в формировании характера русского народа».

Вся проводимая работа преследует одну цель – воспитать у подрастающего поколения ответственность за разумное использование окружающей природной среды, быть активными участниками охраны природы.       

   

 Литература:

  1. Горощенко В.П. Природа и люди. М., «Просвещение»,1999.
  2. Лескова С.В. Формирование экологической культуры. Начальная школа. 2003. №7.
  3. Миронов А.В. Ещё раз о наблюдениях в природе. Начальная школа. 2009. №9.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009.