Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430048
Современные подходы к формированию экологической культуры обучающихся (статья).

Килик Елена Юрьевна, преподаватель химии, экологии КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум», Хабаровский край. 
Использование приемов технологии критического мышления для формирования экологических принципов. Статья предназначена для преподавателей дисциплины в ОУ.


Дата публикации: 30.11.2017


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одной из задач экологического образования на современном этапе является формирование у будущих специалистов современного экологического мировоззрения, развивающего способность осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с возможностями природы, исходя из принципа «не навреди». Сегодня система экологического образования строится внутри действующей системы образования, являясь её важной составляющей. Экология стала интегральной наукой, связанной почти со всеми естественными и техническими дисциплинами, и преподается в том или ином объёме во всех учебных заведениях.

Главной целью экологического образования является формирование у учащейся молодежи и общества в целом экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни, удовлетворению потребностей человека.

Для достижения этой цели акцент учебного процесса должен быть сосредоточен на:

формировании знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе "человек-общество-техника-природа", содействии решению локальных социально-экологических проблем;

воспитании бережного отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды;

умении анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, способностей самостоятельного и совместного принятия и реализации экологически значимых решений.

Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура – это достижение экологических знаний, развитие экологического сознания, приобретение навыков в поведении людей, направленных на сохранение природных условий, необходимых для развития общества, гармоничное взаимоотношение между обществом и природой.

В основе экологической культуры выделяем следующие компоненты:

· экологическое сознание (естественнонаучные, технические знания и ценностно-ориентированные отношения);

· экологическое мышление (способность устанавливать причинно-следственные, вероятные, прогностические и другие виды связей);

· экологически оправданное поведение, которое характеризуется переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную форму поведения.

 Для построения системы формирования экологической культуры нами определены ведущие принципы, которые определяют требования к экологическому образованию, разработку и использование методов и средств обучения, обеспечивают единство знаний, доступность, целенаправленность.

Наиболее важные специфические принципы экологического образования, на которые опираемся при обучении следующие:

· принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности становления и развития экологической культуры, предполагает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения на всех этапах: семейное, дошкольное, школьное, профессиональное, вузовское;

· принцип фундаментальности является ведущим принципом при отборе содержания эколого-профессионального образования будущего выпускника средне специального заведения, обеспечивающим гарантии его образовательного потенциала; фундаментальность подготовки предполагает овладение студентами экологическими и профессиональными знаниями, обобщенными видами экологической и профессиональной деятельности, обеспечивает возможность адаптации в широкой сфере профессиональной деятельности;

· принцип рефлективности предполагает создание в образовательном процессе условий для осмысления, самоанализа, самопонимания личности, для того чтобы осознать свой внутренний мир;

· принцип взаимосвязи профессионального и экологического образования предусматривает экологизацию содержания образовательных программ профессионального обучения, учета экологического компонента в стандартах средних специальных учебных заведений;

· принцип региональности предполагает учет в экологическом образовании регионального компонента: природных и социально–экономических условий, использование в содержании экологического образования информации, характерной для данного региона, национальных и культурных традиций;

· принцип личностности направлен на обращение к личности студента для преобразования общественной необходимости сохранения природы во внутренние личностные потребности и интересы, нормы поведения будущих специалистов по отношению к природе;

· принцип междисциплинарности отражает взаимосвязь философских, естественнонаучных, гуманитарных, правовых, экономических и других аспектов экологического образования; предполагает согласованное распределение элементов экологического содержания в структуре отдельных учебных дисциплин, скоординированное развитие на основе междисциплинарных связей экологических знаний и видов экологической деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также поэтапную интеграцию экологических знаний и применение их в экологической деятельности.

Возникает резонный вопрос. А как сформировать эти принципы?

Применение в учебном процессе современных образовательных технологии вырабатывает умения и навыки системного мышления, пробуждает у студентов стремление к поиску новых идей, побуждает к творчеству и коллективному взаимодействию, способствует формированию готовности к собственному оптимальному взаимодействию с природой, посредством усвоения студентами экологических знаний, эмоционально-ценностных отношений, способов деятельности, соответствующих убеждений, потребностей.

Главная цель дисциплины «Экология» – способствовать формированию экологического мировоззрения обучающихся, экологической компетентности. Важна экологическая составляющая дисциплины «Химия», в особенности у обучающихся по техническим специальностям.  Но без деятельностного подхода один лишь знаниевый компонент не может привести к убеждению и формировать мировоззрение. Переход на новые уровни развития требует качественных изменений в практической педагогике. Ведущее место при этом принадлежит обучению умениям самостоятельно приобретать знания, мыслить, творить.

Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве участников образовательного процесса, на развитии аналитического подхода к любому материалу, рассчитана на постановку проблемы и поиск её решения, повышает мотивацию студентов к изучению учебной дисциплины, помогает глубже понять и усвоить изучаемый материал. В ходе применения технологии формируются социально значимые качества личности и, прежде всего, критическое мышление, т. е.  способности анализировать информацию с позиции логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Таблица №1 Основные приемы технологии критического мышления

Прием

Описание приема

Знаю – хочу узнать – узнал

Предполагает работу с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие - то ассоциации, предположения, собственные знания). После обсуждения полученных результатов учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Верите ли вы, что …

Предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети, работая индивидуально, в парах, в группе, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Толстые и тонкие вопросы

 Позволяет развивать умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Кластер

Графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.  Обучающимся предлагается в течение 2 - 3 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. 

 

Ассоциации

 

Учитель спрашивает, какие ассоциации возникают у учащихся, когда произносится определенное слово. Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. Учитель все мысли фиксирует на доске и определяется, какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения или составляет возможный план урока.

Синквейн

Стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях.

Стихотворение, состоящее из пяти строк.

Лови ошибку

Заранее подготавливается текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

Явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Шесть шляп

Прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.  Позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Использование различных приемов данной технологии, таких как составление кластеров, синквейнов позволяет обучающемуся описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний, помогает научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме.

Технология развития критического мышления направлена на формирование умения применять полученные знания при решении практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных задач в учебной деятельности, желание активного участия в экологической деятельности по выявлению и содействию решению экологических проблем.

КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» планомерно работает по формированию экологического воспитания обучающихся. ХПЭТ - единственное учебное заведение в г. Хабаровске, ведущее обучение по специальности «Технология деревообработки». На базе техникума организована работа тренировочных площадок «Столярное дело», «Плотничное дело» для подготовки обучающихся к конкурсам профессионального мастерства и соревнования для молодых профессионалов чемпионата WorldSkills Russia.

В течении 10 лет работают два научных студенческих общества, осуществляющие реализацию экологических принципов обучения «Эколог» и «Мир вокруг нас». Обучающиеся КГБ ПОУ ХПЭТ принимают ежегодное участие во Всероссийской предметной олимпиаде по экологии социального проекта «Страна Талантов», городских, краевых   выставках и субботниках. Такие проекты как «Чистые берега России», «Город в котором я живу», «Вторая жизнь пластика», городской фотоконкурс «Сохраним родную природу» заставила студентов посмотреть на проблему загрязнения окружающей среды с разных сторон.  Участие в городских экологических чтениях «Здоровое питание – здоровье нации», акция «Смени сигарету на конфету» продемонстрировала обучающимся ценности сохранения и восстановления здоровья, влияющие на качество жизни, и не только личное благополучие человека, но и национальную, в том числе экономическую, безопасность страны.

Применение современных образовательных технологий: метода проектов, деловых игр, технологии развития критического мышления, информационных технологий способствует формированию экологической компетентности, повышению мотивации к изучаемому материалу. Экологические знания лишь тогда становятся основой экологического сознания, когда они приводят к экологически правильным действиям.

 

Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. –http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html

В.А.Болотов, Спиро, Джоди. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы. // Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73. – http://www.ecsocman.edu.ru/direktor/msg/171918.html


Картинки по запросу экология

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР