Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 6570372
Организация экологического образования и воспитания учащихся (из опыта работы МБОУ БГ с.Малояз МР Салаватский район)

Садыкова Миляуша Гранитовна, заместитель директора по НМР и ИКТ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение башкирская гимназия села Малояз МР Салаватский район Республики Башкортостан. 
Экологические проблемы современности требуют от общеобразовательных и внешкольных учебных заведений уделять больше внимания формированию экологического сознания, понимания окружающего мира и себя. Поэтому, процесс экологизации обучающихся МБОУ БГ с.Малояз – одно из главных направлений воспитания и обучения . В формировании экологической культуры личности педагогический коллектив гимназии выделяет интеллектуальный, нравственный, эстетический и эмоциональный компоненты, и несколько направлений.


Дата публикации: 30.10.2017


Организация  экологического образования и воспитания учащихся

(из опыта работы МБОУ БГ с.Малояз МР Салаватский район Республики Башкортостан)

 

Экологическое воспитание подрастающего поколения сегодня стало насущной потребностью общества. Причины и последствия негативных экологических ситуаций, возможность и необходимость преодоления экологического кризиса - эти вопросы являются обязательной составляющей школьного экологического образования. Экологические проблемы современности требуют от общеобразовательных и внешкольных учебных заведений уделять больше внимания формированию экологического сознания, понимания окружающего мира и себя. Поэтому, процесс экологизации  обучающихся МБОУ БГ с.Малояз – одно из главных направлений воспитания и обучения . В формировании  экологической культуры личности педагогический коллектив гимназии выделяет интеллектуальный, нравственный, эстетический и эмоциональный компоненты, и несколько направлений.

     

      Направление «Экология здоровья».

Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. Начиная с 1-го класса, учащиеся знакомятся с основными экологическими понятиями, участвуют в природоохранных мероприятиях во время внеурочной деятельности и  организации дополнительного образования. Работая с младшими школьниками, учителя начальных классов используют разнообразные формы и методы, например  наблюдения за растительным и животным миром во время экскурсий  по родному краю в  национальный парк «Зюраткуль», в Лаклинскую пещеру, на родник «Кургазак», на  Айский фонтан, в  санаторий Янган-Тау,в  музей Салавата Юлаева, в пещеру Салавата Юлаева.  После таких экскурсий  по красивейшим местам  малой родины у школьников появляется чувство  гордости за свой край, возникает желание охранять, оберегать природу, а старшеклассники собирают материал для дальнейших проектных работ .

Во время летних каникул для учащихся 1-4 классов  на базе оздоровительного лагеря «Йэйлэу» проводятся экологические занятия «Зеленая грядка», «Мы любим родной край», целью которых является изучение растений, условий произрастания, озеленения территории гимназии. Старшие  школьники принимают участие  во всех акциях, проводимых гимназией, отделом молодежи: «Макулатуре – вторую  жизнь», «Посади дерево», «Родник» и т.д.

  Учащиеся 6 класса МБОУ БГ с.Малояз (после познавательной экскурсии в  Санаторий Янган-тау,  с посещением молочного цеха, цеха по розливу воды «Кургазак», теплицы) представили красочный фильм   по проблеме  «Зеленые технологии глазами подростка» и  стали призерами регионального конкурса  .

В гимназии широко распространено волонтерское движение,  в котором есть волонтеры-лидеры , инициаторы акций «Чистый берег», «Чистое село», «Спасем родники» и т.д.


        Направление «Экологическое воспитание во внеурочной деятельности»

Цель: применение экологических знаний, умений и навыков на различных конкурсах, мероприятиях и т.д. 

Ежегодно учащиеся гимназии  активно принимают участие в исследовательских проектах.  Учащиеся в исследовательских работах  поднимают проблемы  защиты окружающей среды, защиты  исчезающих растений и животных. В 2017 году гимназисты  заняли одно первое место и два третьих места  на республиканском этапе МАН. Учащиеся гимназии ежегодно  становятся победителями и призерами конкурса «Чистая наука», проводимых в г.Уфе.

Старшеклассники принимают участие  во Всероссийском  конкурсе исследовательских работ  им.Вернадского (в 2016 году учащийся 10 класса Гариев Ильшат, руководитель Мигранова Л.В.,  занял 1 место с исследовательской работой о морской и речной пене, и ее влиянии на окружающую среду).  Гимназисты уже третий  год    принимают участие в Турнире юных химиков, проводимом  Санкт-Петербургским университетом. В 2016 году, команда из гимназии,  став призером регионального турнира, приняли участие на очном этапе в г. Санкт-Петербург. Задачи турнира предполагают оригинальное решение химических и экологических задач, в том числе и по охране окружающей среды.

В экологическом воспитании и образовании учащихся большую роль играет медиатека гимназии. Учителя, совместно с педагогом- библиотекарем Яндуриной Л.Б. подбирают материал, разрабатывают сценарии праздников, конкурсов. Педагог-библиотекарь  проводит обзоры новой литературы по экологии окружающей среды, делает книжные выставки: «Редкие растения Башкортостана», «Береги природу родного края». В стенах гимназии ежегодно проводятся выставки художественных работ, в рамках Конкурса детского и юношеского творчества «Животные Красной книги России и Башкортостана».Это и рисунки и декоративно-прикладное искусство, представленное папье-маше, валяньем. В этом году рисунки исчезающих животных  учащегося 4 класса Курбангалина Асхата (руководитель Мухарямова Л.В.) стали призерами регионального этапа Международного конкурса «Зеленая планета», также призерами  конкурса стали  учащиеся 8 класса Тарханова Ильнара, Бурханова Валерия  МБОУ БГ с.Малояз, выполнив оригинальную композицию из войлока норки европейской и черного аиста  (руководитель Яндурина Л.Б.). В номинации «Природа. Культура.Экология»  конкурса «Зеленая планета»-  театральный коллектив «Озарение» МБОУ БГ с.Малояз (руководитель Хакимова З.Р.) стал победителем ,  Республиканский эколого-биологический центр  работу ребят для участия  направил  на российский этап конкурса .

В гимназии в рамках дополнительного образования работают:  театральное объединение «Озарение » под руководством Хакимой З.Р. и  театр теней «Умырзая»  Яндуриной Л.Б., которые в этом году, подняв проблему охраны окружающей среды,  выступили на очном этапе Республиканского фестиваля экологических театров,  и заняли соответственно второе и третье  место. Также были награждены грамотами Министерства экологии и природопользования. Дети с удовольствием посещают театральные объединения, в которых они  могут самореализовываться, развиваться как культурная, развитая, самодостаточная личность.


       Направление междисциплинарности в экологическом образовании.


       Цель - решение задач экологического образования в междисциплинарном обучении.

  Экологическое образование учащихся только тогда может быть высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех учебных дисциплин: биологии, химии, экологии и т.д.  В процессе обучения могут обуславливаться с помощью методических приемов: постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из других учебных предметов; выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на межпредметной основе; работа с таблицами и иллюстрациями; составление комплексных характеристик различных объектов природы; побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу, направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных предметов.

  Методическая  разработка экологического урока с  применением технологии дебатов Карла Поппера,  на тему  «Нельзя  оправдывать генную инженерию»  (Садыкова М.Г.) заняла 2 место в республиканском конкурсе экологических  разработок уроков,  организованном   ИРО РБ.

  Вся эта планомерная, единая  работа по формированию экологического сознания и поведения у учащихся, проводимая педагогическим коллективом МБОУ БГ с.Малояз, направленная на воспитание человека, обладающего высокой экологической культурой, альтернативно-мыслящего, умеющего найти способ разрешения экологических проблем, способного оценивать, прогнозировать, дает хорошие плоды. В 2017  году 11 выпускников поступили в медицинские вузы разных городов России (г. Уфа, г. Челябинск, г. Екатеринбург), 2-е  поступили  на биологические факультеты , 2-е выбрали химические факультеты, 3-е  - географические факультеты  академических и педагогических вузов, 2-е  поступили в  нефтяной вуз нашей столицы.  И мы думаем, что  они и в дальнейшей жизни будут продолжать дело по охране и восстановлению окружающей среды.