Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7480765
Комплекс занятий с детьми раннего возраста с использованием малых фольклорных форм.
Содержание - Дошкольное образование

Томчук Римма Петровна, воспитатель, МБДОУ д/с общеразвивающего вида № 113 «Гулливер» г. Волжского Волгоградской области. 
Среди условий успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения определяют такой показатель как использование малых фольклорных форм в режимных моментах и на занятиях. Исследования многообразия малых фольклорных форм в адаптационном периоде с детьми раннего возраста выявили положительное влияние их психоэмоциональное состояние, а также расширяют словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Мною был разработан комплекс занятий с детьми раннего возраста с использованием малых фольклорных форм, которые могут быть использованы педагогами групп раннего возраста, а также групп кратковременного пребывания и родителей.

Дата публикации: 10.10.2014 г.


 

Комплекс занятий с детьми раннего возраста с использованием малых фольклорных форм

Название занятия

Цель занятия

Содержание

1

 «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки  «Лиса по лесу ходила…».

 

 

 

 

Продолжать вызывать интерес к фольклору. Добиваться понимать содержание поэтического произведения, используя иллюстрацию. Познакомить и активизировать в речи детей слова: ходила, заводила, драла, плела, лапотки. Помочь детям запомнить новую потешку.

Воспитатель читает потешку, используя настольный театр, сопровождая текст действиями:

Лиса по лесу ходила,

Лиса песни заводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела.

Себе двое,Мужу трое,

а детишкам по лаптишкам.

2

«Матрешки-затейницы»

 

 

Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы.

 Обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистоговорка, пословица.

 Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений.

 Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Матрешки с разными заданиями: загадки, считалки, чистоговорки и т.п

3

Русская народная потешка "Огуречик, огуречик..."

 

 

Познакомить детей с русской народной потешкой, помочь запомнить потешку, развивать память; побуждать детей отзываться на игры-действия на основе малых фольклорных форм; вспомнить названия овощей.

Чтение потешки:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик-

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт!

Инсценирование потешки

4

Зёрнышки.

 

 

Познакомить детей с русской народной потешкой; совершенствовать умение рисовать пальцем, различать жёлтый цвет; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Чтение потешки.

Наши уточки с утра-кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда-га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора-бал-бал-бал! Балды-балда!

В процессе чтения воспитатель достаёт из-под платочка фигурки домашних птиц, речь о которых идёт в потешке.

5

«Кот Мурыч и его сказки»

 

 

 

Учить детей понимать смысл сказок.

Обучать умению воспроизводить текст сказки по вопросам воспитателя, следить за развитием действия, активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Учить детей составлять описательный рассказ о медведе, используя максимальное количество прилагательных.

Воспитывать эмоциональную восприимчивость к художественному произведению, умению сопереживать героям сказки.

Используя отрывки из русских народных сказок, вспомнить с детьми их героев, содержание.

6

Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.

 

 

 

 

 

Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызывать эмоциональный отклик и желание помочь козлятам. Закрепить представление о домашних и диких животных. Заинтересовать рассматриванием иллюстраций к сказке.

Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Разучивание слов Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

 Ваша мать пришла — молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка — по копытечку,

Из копытечка — во сыру землю!

 

7

«В гости кисонька пришла»

 

Познакомить детей с народной потешкой «Пошел котик на торжок».

Формировать    у детей умение слушать стихотворный текст без наглядного сопровождения,

повторять рифмующиеся слова и звукосочетающийся текст.

Продолжать учить детей по напоминанию взрослого здороваться и прощаться, употреблять слова

«спасибо» и «пожалуйста» Воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности.

Кто мурлычет под рукой?                 

Носик розовый такой. 

У кого усы удивительной красы.

Пьет из блюдца молоко

И шагает так легко,                       

Лапкой умывается

Как он называется?

Чтение потешки «Кисонька-мурлысинька»

8

Потешка «Петушок, петушок…»

Учить детей внимательно слушать чтение художественного произведения, понимая его содержание, поощрять детей, которые проговаривают слова из потешки.

Знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения.

Совершенствовать речь детей, упражнять в произношении звукоподражательных слов.

Воспитывать интерес к движениям под музыку, к художественной литературе. Доставить радость от встречи с петушком, курочкой и цыплятками.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

 Масляна головушка

Шелкова бородушка.

 Петух зернышки клюет

К себе курочек зовет.

И потешка «Курочка-рябушка»

9

«Весенняя капель»

 

 

 

Закрепит знания детей о характерных признаках весны; формировать умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек; учить понимать и анализировать содержание стихотворения; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Рисование капели, имитация капели в пальчиковой игры «Капельки». Подвижная игра «Солнышко и дождик»

10

Чтение сказки «Колобок»

Способствовать развитию речевой речи ребенка.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать внимание, стимулировать фантазию.

Проявлять творческие способности.

Вспомнить с детьми сказку «Колобок», повтор за воспитателем. Лепка колобка.

11

«Русские народные сказки»

 

Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции.Развитие мышления и воображения, речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

Воспитываем любовь к русскому народному творчеству.

Формировать интерес к художественному слову, музыке.

Закреплять приемы раскатывания пластилина между ладошками.

 

Путешествие с Бабушкой-загадушкой по русским народным сказкам.

12

«Улитка»

 

Подводить детей к преднамеренной передаче изображения;

Учить детей правильно держать карандаш, рисовать круговыми движениями кисти руки.

Закреплять знания цветов (красный, синий, зеленый, желтый)

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

 

У улитки- крошки

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

Если будут ножки.

 

Рисование улитки.

 

 

13

«В гости к курочке»

Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровых действиях.

Продолжать учить детей понимать обращенную речь, стимулировать желание вступать в контакт с окружающими;

закрепить прием раскатывания пластилина между ладонями.

Развивать  образное мышление, внимание, память.

Воспитывать интерес к русской народной сказке, поддерживать бодрое, веселое настроение.

Использование разных форм фольклора о курочке (сказка «Курочка Ряба», потешки, загадки)

14

«Котик в гости к нам пришел»

Закреплять знания детей о  новой игрушке (кошка);

Формировать активный и пассивный словарь детей;

Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.

Воспитывать доброжелательное отношение к игрушке.

Воспитывать умение играть совместно с другими детьми.

 

Просмотр мультипликационного фильма «Кто сказал, Мяу?»

Чтение потешек «Кот на печку пошёл», «Пошел котик на торжок».

Рассматривание картинок с изображением кошки

 

15

«Еду, еду к бабе, к деду»

 

 

Системное ознакомление с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта. Посредством фольклора подвести к простейшему обобщению первых знаний о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка, дедушка). Обогатить детей теплотой добрых чувств, формировать добрые отношения с окружающим миром.

Игра-драматизация: садимся и едем на лошадке. "Но! Поехали! Цок-цок-цок! "

16

« В  гости к хозяюшке»

 

Продолжать знакомить детей с различными фольклорными формами: потешками, загадками, скороговорками, песенками .

Формировать у детей устойчивый интерес к устному народному творчеству.

Продолжать разучивать музыкальный фольклорный материал, учить использовать его в повседневной жизни.

Использовать нетрадиционные техники рисования при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством.

Воспитывать нравственные качества через приобщение детей к русской народной культуре.

Дети рассказывают наизусть потешки Хозяюшке. Она предлагает им поиграть в народные игры, вспомнить народные сказки и потешки. В конце занятия дети раскрашивают яйца для курочки.

17

«Домик для петушка»

 

Помочь детям запомнить потешку. Привлечь внимание детей к строительному материалу, побуждать детей помогать воспитателю во время постройки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству России.

Чтение потешки про петушка, затем дети строят домик для петушка из конструктора.

18

 «Как по снегу, по метели трое саночек летели»

 

 

 

 

 

 

Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами (потешки, песенки, прибаутки и т.п.), отражающими элементы народного быта.

Посредством фольклора подвести к простейшему обобщению первых знаний о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка – дедушка, мальчик – девочка, брат – сестра, тётя – дядя и т.д.).

 

Инсценировка потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели»

19

«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистическое представление о домашних животных, их значение в жизни людей (на лошадке ездят, коровка даёт молочко).Познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками-небыличками.

Изучение потешки-шутки, дети разбирают смысл потешки «бывает-не бывает».

20

«Пастушок и коровки»

 

Расширить фольклорную тематику, закрепить знание знакомых текстов, обогатить новыми впечатлениями. Ввести новое слово «пастушок», объяснить его смысл, разыграть сценки с помощью игрушек, используя фольклорные тексты.

Герои занятия пастушок и коровушка. Дети читают вместе с воспитателем потешки о пастушке и коровушке. Играют в подвижную игру.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР