Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7424655
Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста»
Содержание - Дошкольное образование
27.03.2023 07:21

Рыжикова Анастасия Валерьевна, воспитатель МДОБУ «ДСКВ № 6» г. Всеволожск, Ленинградская область.
Консультация предназначена для педагогов ДОУ, целью которой является обобщение знаний педагогов о важности формирования графических навыков у детей на разных возрастных этапах. В консультации представлены основные принципы, этапы формирования и последовательность действий при развитии графомоторных навыков детей дошкольного возраста.

 


Консультация для педагогов

«Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста»

 


Многие родители настаивают на раннем обучении ребенка письму, ошибочно считая это умение высоким уровнем готовности к школе. Между тем гораздо нужнее развивать у дошкольника графические навыки.

 

Что подразумевается под графическими навыками?

Владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д. Графические навыки – одни из ключевых навыков, которые необходимы ребёнку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т. п.).

Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие — с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции. И это практически не зависит от возраста.

Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности.

 

Предпосылки графической деятельности:

alt

  • Развитая мелкая моторика; — способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
  • развитая зрительно-моторная координация— способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
  • сформированное чувство ритма— ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • общая моторная зрелость— необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание- умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
  • сформированные зрительно-пространственные представления— чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.

Где и когда формируются предпосылки графической деятельности?

Во время занятий физкультурой; на музыкальных занятиях; в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности; в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезанных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом; в ходе самой графической деятельности.

Основные принципы организации работы по развитию графических навыков:

«От простого к сложному». Например, почти бесполезно учить ребенка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом.

«Под лупой» (работа с крупными изображениями). Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала кольца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ему предлагают выполнить требуемое действие в «увеличенном виде». В этом случае дошкольник хорошо видит и понимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в результате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опираться в дальнейшем, когда задания станут более сложными (более мелкое изображение, больше деталей, условий). Такой способ подачи материала поможет предупредить перенапряжение руки, которое неизбежно при работе с мелкими изображениями

Существенной задачей при формировании графических навыков также является развитие свободных, плавных, ритмичных движений кисти руки ребенка. Для того чтобы дошкольник легко справлялся практически с любым графическим заданием, нужно, чтобы он обладал репертуаром «наработанных» автоматизированных движений. А плавность и ритм — это важные условия автоматизации любого движения. Кроме того, письмо само по себе — это серия плавных ритмичных движений с одновременным продвижением кисти вперед по строке и вверх-вниз в пределах строки.alt

Поэтому освоение ребенком плавных, ритмичных линий, узоров, автоматизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами являются показателями высокой подготовленности к обучению письму.

Этапы формирования графических навыков

1 этап

Прежде всего, ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминуток можно отработать знания детей по ориентировке, как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя.

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов (круг, квадрат, овал…), который поможет ребенку вспомнить и назвать части, из которых состоит рисунок. alt

2 этап.

Специальные задания и увлекательные упражнения помогут ребенку 5-6 лет освоить графические навыки и развить мелкую моторику и координацию движений руки. Работая в тетрадке, ребенок будет упражняться в проведении линий в хорошем исполнении с помощью образца, тренироваться самостоятельно проводить различные линии, обводить по контуру и внутри него, раскрашивать картинки, рисовать кружочки, дуги, бордюры и другие сочетания линий, которые в будущем помогут ему в освоении письма.

3 этап

Подобранные и систематизированные задания помогут ребенку 6-7 лет освоить работу в тетради в тонкую линию. Ребенок будет упражняться в написании элементов прописных и строчных букв, их чередовании и сочетании, слитном написании. Данные упражнения   развивают внимание, глазомер и умение свободно передвигать руку по строке.

 Последовательность действий:

  • Рассматривание элемента (из каких линий состоит, на что похож, его расположение).
  • Повторение названий линий, проговаривание
  • Определение направления движения карандаша
  • Проговаривание направления движения
  • Воображаемое письмо (в воздухе) и обводка (на карточке)
  • Выполнение работы (4-6 минут для детей 5-6 лет, 5-8 минут = 1-2 строки для детей 6-7 лет.

Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей. Овладение детьми графическими навыками требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.

2 - 4 года alt

  • Игры с крупой, песком, бусинками, пуговицами.
  • Занятия с пластилином.
  • Занятие с конструкторами
  • Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
  • Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами.
  • Шнуровка.
  • Складывание пазлов.
  • Графические упражнения

5 - 7 лет.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, можно использовать в работе следующие приёмы:alt

  • Штриховку;
  • Обведение;
  • Дорисовывание;
  • Рисование орнаментов и узоров;
  • Раскрашивание картинок;
  • Графические задания;
  • Работа с клеточкой.

 

Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетам, делая акцент на качестве выполнения заданий. Можно также опираться на интерес дошкольников к письменности и «взрослым видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать послания, во время графического диктанта «искать сокровища» т.д. 


В старшем дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким.