Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7432746
Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников», конспект- презентация
Содержание - Дошкольное образование
27.06.2022 18:39

Волкова Наталья Анатольевна, старший воспитатель МАДОУ № 32 «Бусинка» ДО «Лучик» Московская область, г.о. Химки. 
Предлагаю конспект и презентацию для выступления перед педагогами ДОУ на педагогическом совете или методическом объединении.

 


 

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»

alt

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Разработанная нами система работы с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру позволит решить данную проблему.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Финансовая грамотность– это качество человека, которое показывает степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

Образовательные: Формировать первичные экономические понятия: финансы, товар, зарплата, банк, потребности. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Ход мероприятия:

Вспомните профессии, в которых встречается финансовая грамотность.

(продавец, бухгалтер, кассир и т. д). С этими профессиями мы можем легко познакомить детей. Дайте характеристику названым профессиям.

Для начала разделимся на 2 команды - команда «Грош» и команда «Алтын».

Задание № 1: «Продолжи предложение». Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.

1. Как вы считаете, почему родители с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?

А) Мы всегда учитываем их пожелания в плане покупок.

Б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.

В) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить деньги из семейного бюджета.

2. Если на отказ родителей что-то купить ребенок реагирует раздраженно, то …

А) Согласится и купить эту вещь.

Б) Нужно объяснить ребенку. что вы не можете с купить такую вещь, поскольку она дорого стоит.

В) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например, в подарок на Новый год ли день рождения.

3. Иногда в семьях, где родители не могут уделить ребенку достаточно времени- откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…

А) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи.

Б) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

В) предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

4. Если родители вовремя не объяснят ребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то…

А) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности.

Б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

В) у него сложится об этом собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Вывод: Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить как правильно выходить с данной ситуации.

Задание № 2: «Экономика в сказках»

Позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии. Педагоги отвечают и на экране появляется изображение с правильным ответом.

1. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)

2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)

3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)

4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)

5. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)

6. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-ховрошечка, Царевна-лягушка.)

7. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

8. В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как старик корову продавал»)

9. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки корешки).

Вывод: Знакомя детей с художественной литературой мы таким образом знакомим детей с финансовой грамотностью.

Задание № 3:

Какие сюжетно-ролевые игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, банк, поездка в автобусе).

Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в играх - магазин, театр, банк?

Ответы: (это покупка и продажа).

С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»(обмен).

Открываем задание №3 «Выполни действие»Вам необходимо обыграть следующие экономические понятия: обмен валюты в банке и покупка продуктов в магазине.

Вывод: Данное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.

Задание № 4 Реклама

Уважаемые коллеги, о чем идет речь?

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Вы конечно догадались, что речь идет о рекламе.

Для чего нужна реклама? Какие виды рекламы вы знаете?   Вам необходимо прорекламировать следующий товар: йогурт и глазированный сырок.

Вывод: Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.

Задание № 5: «Угадай пословицу или поговорку». Я вам буду читать начало пословицы, а вы закончите и объясните ее смысл.

«Деньги любят счет»«Деньги куры не клюют»«Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать»«Копейка рубль бережет»«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.

Задание№ 6 Экономический кроссворд.

1. Денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала, определённой формы, веса и достоинства. (Монета)

2. финансово грамотного человека они всегда превышают расходы. (Доходы)

3. Он обязательно финансовый, может быть, как личным, так и семейным. (План)

4. Разность между суммой всех личных денежных поступлений (доходов) и суммой всех личных денежных расходов за определенный промежуток времени. (Сальдо)

5. Универсальный эквивалент обмена, служащий мерой стоимости товаров и услуг, выраженный бумажными или металлическими денежными знаками. (Деньги)

6. Они достигаются при решении текущих финансовых задач(Цели)

7. Экономические отношения, сопровождающие движение денежных средств, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов. (Финансы).

Задание № 7 Подведение итогов

Сегодня я познакомила вас с рядом игр, которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в своих детских садах. Но в каких областях образовательной деятельности? На это вопрос нам поможет ответить следующее задание. И выполним мы его все вместе (на экране листочки в виде облачков с надписью: разминка, реклама, кроссворд, сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, а внизу 5 кружочков с надписью 5-ти образовательных областей).

• Скажите, в какой образовательной области можно использовать проведенную сегодня разминку?

• Скажите, в какой образовательной области можно использовать игру «Продолжи предложение»?

• Скажите, в какой образовательной области можно использовать сюжетно-ролевые игры?

• Скажите, в какой образовательной области можно использовать кроссворд?

• Скажите, в какой образовательной области можно использовать пословицы?

• Скажите, в какой образовательной области можно использовать рекламу?

(Маркером при ответе отмечает стрелочкой).

Вывод: Каждое предложенное задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей то, что диктует нам ФГОС.



 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР