Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381770
Конспект НОД по познавательному развитию, математическое развитие «Путешествие в страну математики»
Содержание - Дошкольное образование
15.12.2021 11:42

Карлова Надежда Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 32 «Карамелька» г.Георгиевска» Ставропольский край. 
Для детей 5-6 лет.

 


 

НОД по математике в старшей группе

«Путешествие в страну математики».

 

Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Используемые технологии: ИКТ, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ТРИЗ.

Программное содержание:

Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формирование умение радоваться, достигая цели.

Задачи:

Познавательное развитие:

- закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

- закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.

- закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между, в); развивать ловкость, быстроту реакции.

- закрепить обратный счет в пределах 10;

- умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;

- уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;

- закрепить умение ориентироваться в пространстве;

- закреплять знания названий дней недели, их последовательность;

- упражнять в порядковом счете.

-развивать логическое мышление, внимание, память.

Речевое развитие:

- Развивать речевую активность детей.

- Активизировать словарный запас.

Социально-комуникативное развитие:

- Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

- Способствовать развитию саморегуляции поведения, умению выполнять задания согласно инструкции, четко следовать правилам.

- Воспитывать умения обдумывать и планировать свои действия.

 

Материалы и оборудование:

  • воздушный шар,
  • конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника),
  • корзина с кубиками (на каждом кубике цифры от 1 до 5),
  • шкатулка с призами,
  • кубик с цифрами на каждой стороне 1,2,3,4,5,6;
  • палочкиКюизенера,
  • блокиДьенеша;
  • слово « ПОБЕДА» на ключах.
  • Дидактическая игра «Живая неделя»
  • мяч

 

Предварительная работа:

- игры с блоками Дьенеша,

- игры с палочками Кюизенера,

- игры на ориентировку в пространстве.

 

Планируемые результаты:

- владеет порядковым счетом в пределах 10;

- воспринимает задание на слух, считает в уме, развивает сообразительность и быстроту реакции.

- различает геометрические фигуры по форме, цвету, размеру;

- знает названия дней недели, их последовательность.

- умеет ориентироваться в пространстве.

 

Ход НОД:

 

Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 5, и задания:

1.пустой – на нём дети будут собирать картинку.

2.Блоки Дьенеша на подносе, четыре прозрачные коробки, карточки – обозначения свойств блоков Дьенеша.

3.Палочки Кюизенера (индивидуально на каждого).

4.Д/И: «Живая неделя» - части лежат хаотично, цветной стороной вниз.

5.Резиновый мяч.

 

Дети играют в группе. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик».

Воспитатель: Ребята, вы так замечательно играете, а посмотрите вокруг, ничего не обычного не заметили? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры. Что же нам с этим делать?

Дети:  Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.

(открываю конверт - в нем разрезная картинка и видиописьмо).

Воспитатель: Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это видиописьмо пришло к нам.
ДетиСобрать картинку. (Дети собирают картинку).

Воспитатель:  Все ясно! Это видиописьмо написал нам Профессор-математик!(Слайд 1).

На экране появляется Профессор – Математик.

Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!(Слайд 2)

Воспитатель читает видео письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились за этот год. И я хотел бы вас поздравить с вашими успехами. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. За которое вы получите ключи, которыми сможете открыть сундук с сокровищами.Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными.

Но самое главное, что получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями вместе. Вы готовы к путешествию? (ответы детей). Тогда удачи!

 

Даю вам подсказку:

«Кубики лежат в лукошке,

А лукошко у окошка».

(Дети находят корзину с кубами у окна. На каждом кубике цифры, и соответствующие цифры, заранее расположены по всей группе. На столах лежат конверты с заданиями и раздаточный материал. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.

Воспитатель: Ну что, ребята, прежде, чем начать наше путешествие давайте выложим кубики из корзины и разложим их по порядку.(Дети достают кубики из корзины и раскладывают их по порядку).Давайте их посчитаем.Ребята, как называетсяпервая цифра на кубике? Правильно, эта цифра – 1. Нам цифра подсказывает, что нужно найти конверт с цифрой «1» здесь наше первое испытание. Дети ищут конверт(Воспитатель открывает конверт).

Воспитатель:Профессор – математик предлагает вам поиграть в математическую разминку».

Математическая разминка.

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

 

Ход:

1. Сколько ушей у двух собак? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух котов? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, но меньше 10?

(После выполнения задания дети получают первый ключ).

 

Воспитатель:Молодцы! Мы добыли с вами уже один ключ, вперед за следующим! Чтобы его не потерять давайте прикрепим его на доску. Наше путешествие продолжается.

Воспитатель: Какая у нас следующая цифра назови ее?

Дети: Два.(Показывают кубик с числом «2» и находят соответствующую цифру и конверт).

Воспитатель: И теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур. (Слайд 3). Вот какой красивый замок у Профессора – Математики. Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?(Слайд 4).

Дети: Прямоугольники, квадраты, круги, треугольники, ромб, трапеция, многоугольники.

Воспитатель: А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат наши геометрические фигуры (на столе стоят четыре коробки (контейнера) и разные геометрические фигуры (блоки Дьенеша).

Воспитатель: Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам можно разделить фигуры?

Дети: По форме, по цвету, по размеру и по толщине. Я предлагаю разделиться на подгруппы и разложить эти фигуры по группам.(Дети за столом составляют группы).

ВоспитательМолодцы, навели порядок. Фигуры разобраны.

Воспитатель: Чтобы получить ключ, вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»

Дидактическая игра: «Да-нет-ка»

Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

ХодВоспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:

- она желтая(синяя, красная)

- у нее есть углы (Да)

- у нее 3 угла (4 угла)

- она маленькая (Нет)

- она толстая.(Да)(На экране появляется угаданная фигура).(Слайд 5)

Воспитатель:Еще одну загадку попробуйте отгадать.

- она синяя (красная, желтая)

- у нее есть углы (Нет)

- это круг (Да)

- он маленький (Нет)

- онтолстая.(Да)(Слайд 6).

 

ВоспитательМолодцы ребята еще один ключ заработали. Загаданная фигура появляется на экране.(Ключ прикрепляем на доску).

 

Сейчас мы с вами поиграем.

Вышли мышки на зарядку,

Рассчитались по-порядку:

- Первый.

- Второй.

- Третий.

- Четвёртый.

- Пятый.

- Шестой.

- Седьмой.

Разошлись, перемешались

И запутались совсем.

Надо всех найти их снова

По-порядку посчитать.

Первый где?

А где второй?

Третий и четвёртый?

Пятый где?

А где шестой?

А теперь найдём седьмой?

Всех собрали, посчитали:

- Первый.

- Второй.

- Третий.

- Четвёртый.

- Пятый.

- Шестой.

- Седьмой.

До свиданья всем сказали!

 

Воспитатель: Вы так замечательно играли. Получите награду. Вот вам еще один ключ.

Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание!

Какая цифра у нас на следующим кубике?

Дети: Три.

Воспитатель: Где у нас конверт с цифрой три? Ребята, сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизенера. (Слайд 7).

Работа с палочками Кюизенера

Воспитатель: И задание такое: постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой.

На экране появляется лесенка.

Слайд 5.

Работа с палочками

Воспитатель: Какая палочка по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует.

Дети: Голубая

Воспитатель: Какая палочка по цвету находиться между 3 и 5, какому числу она соответствует.

Дети: Красная, четыре.

Воспитатель: Какая по счету синяя палочка и т.д.

Дети: Девятая

Воспитатель: Какому числу соответствует жёлтая палочка? 

Дети: Пять.

Воспитатель: Из каких палочек можно составить жёлтую палочку.

Дети: Из пяти белых;

- из 1 белой и 1 красной,

- из 1 розовой и 1 голубой.

- 2 белые и 1 голубая,

- 3 белые и 1 розовая.

Воспитатель: Вы такие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду! Давайте еще один ключ прикрепим на нашу доску. Нам пора отправляться дальше в путешествие. С какой цифрой у нас следующий кубик?

Дети: Четыре.

Воспитатель: А теперь мы с вами попадаем в город времени. (Слайд 8) Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки.

 

Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.

Материал: На столе части круга с цветами спектра. Семь частей. На каждой части изображены соответствующие числа точками.

Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:

понедельник – красный – 1точка,

вторник – оранжевый – 2 точки,

среда – желтый – 3 точки,

четверг – зеленый – 4 точки,

пятница – голубой – 5 точки,

суббота – синий – 6 точки,

воскресенье – фиолетовый – 7 точек.

Дети берут по одной карточке.

Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»

Дети выстраиваются в указанном порядке.

Воспитатель: «Назовите свой день недели!»

Называют свой день недели.

Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);

- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);

- воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);

- суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».

Воспитатель:Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете свой ключ.
Воспитатель:  А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания. Какая цифра у нас на последнем кубике?

Дети: Пять.

Воспитатель:  А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.

Игра «Что, где?»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между, в); развивать ловкость, быстроту реакции.

Материал: мяч.

Ход: игра проходит в кругу с мячом.

(Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос).

Воспитатель 

Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д. Игра проходит в быстром темпе.

Молодцы, ребята, за это задание вы получаете еще один ключ.

Воспитатель:  Вот, мы и собрали все ключи. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили их. (Дети вспоминают все задания, которые они выполняли).

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядкунаши ключи и прочитаем волшебное слово, которое зашифровано на наших ключах - давайте его скорее прочитаем. 

(дети составляют слово из ключей и получают слово «ПОБЕДА», воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук). (Слайд 9).

 

Рефлексия: - Ребята, вам было сегодня интересно? У меня есть еще одна интересная игра «Волшебные очки». Садитесь все по кругу. Мы будем друг другу передавать эти волшебные очки, а вы будите их примерять их и говорить то, что вам понравилось больше всего и во что бы вы хотели поиграть еще раз.

- Даша, какое из заданий тебе сегодня понравилось?

- Таня, какое задание было самое интересное для тебя?

- Вероника, какое задание для тебя сегодня было самое трудное?

- Арсен, кому бы ты хотел рассказать про наше путешествие?

 

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами продолжим играть в игровом уголке.