Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429997
Статья «Какие современные практики исследовательского обучения можно применять для развития познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников?»
Содержание - Дошкольное образование
01.10.2021 09:52

Емельянова Марина Николаевна, воспитатель ГБДОУ детского сада № 112 Центрального района города Санкт-Петербург. 
Рекомендации по использованию практик исследовательского обучения в детском саду. Для воспитателей детских садов.

 


 

Какие современные практики исследовательского обучения можно применять для развития познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников?

 

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. В настоящее время требуется более глубокое продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. Воспитателю важно применять в работе не только традиционные практики исследовательского обучения, но и современные. Важно не только знать технологии, но и уметь их применять. Для этого можно обратиться к инновационным площадкам, где можно познакомиться, как другие детские сады предлагают использовать современные практики, например, кейс-технологии – эта практика, позволяет взаимодействовать всем субъектам образовательного процесса и позволяет, не только получить новые знания, но и сформировать новые качества личности. Методика кейс обучения способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им необходимо выделить ее из информации кейса.


Пример: Кейс-проблемная ситуация


Направлен на:

Умение воспитанников видеть возможный парадокс;

Способность формулировать проблему;

Умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;

Способность коллективно решать сложные задачи.

Кому адресован:

Дети подготовительной к школе группы.

Ситуация:

Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе.

Момент проблемного включения детей

Почему, распушив перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было?

Комментарии

Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.

 

Технология Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Эта практика предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Тема может быть совершенно любой. Для детей младшего дошкольного возраста лучше брать более «широкие, обобщающие» темы — например, по временам года: зима, весна, осень, лето. То есть должна получиться книга с общеизвестными знаниями, которые для маленьких детей будут новыми. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо брать узкие темы, несущие конкретную информацию. Можно брать общую тему, например, «Космос», а можно выбрать какую-нибудь планету и собрать подробную информацию о ней, сравнить ее с Землей.

Информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д. и ее применением в образовательной деятельности.

Геокешинг – это современное название известной ранее игры «Секретики». Эта игровая практика позволит интересно построить занятия по познавательно-исследовательской деятельности, ее можно адаптировать для каждой возрастной группы.

Также можно ознакомиться с полезной информацией в парциальной программе «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. Парциальная программа «Любознайка» (3-7 лет). ФГОС. Тугушева Г.П.Чистякова А.Е.». В программе рассматриваются различные культурные практики познавательного развития дошкольников, опробованные на практике: использование фототехники, квест-игры, изготовление лэпбуков, макетов, mimio-проекты. Отдельно рассматривается взаимодействие с семьями воспитанников в процессе формирования познавательного интереса детей.

 

Литература:

1.Ефимова, И.А. Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста / И.А. Ефимова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 120 – 124.

2.Щетинина, В.В. Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника / В.В. Щетинина // Научное отражение. – 2017. - № 2 (6). – С. 37 – 42.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР