Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7425287
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника»
Содержание - Дополнительное образование
12.05.2020 10:21

Васильева Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования МОУ ДО «Центр детского творчества» г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ. 
Основная задача данной программы – познакомить детей со спецификой профессии художника, дать представление о ее разнообразии, творческом характере, научить учащихся созданию собственных творческих художественных работ с применением различных художественных материалов. Решение данной задачи осуществляется в процессе проектной деятельности. Программа разработана для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

 


 

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа

«Изостудия юного художника»

для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста

Срок реализации:13 дней.

 Пояснительная записка

В жизни каждого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда для этого пойти учиться? И начинать думать о перспективах своего будущего надо уже в детстве. А лето – это время не только для отдыха и общения, но и время для открытия новых возможностей и развития своих талантов, когда ребенка можно погрузить в удивительный мир новых впечатлений, в том числе подготовить почву для осознания своих интересов и формирования профессиональных предпочтений.

Дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» реализуется в рамках функционирования пришкольной досуговой площадки профильной проектной смены «Город творческих профессий «ProArt» в форме творческой мастерской.

Направленность программы - художественная, по функциональному предназначению – учебно-познавательная, по форме организации - групповая, по времени реализации – краткосрочная.

Актуальность разработки данной программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к профессии художника обеспечивается совершенствование процесса развития личности ребенка, осуществляется развитие духовно-нравственной культуры учащихся.

Программа «Изостудия юного художника» решает задачи ранней профориентации детей. В процессе реализации программы учащиеся узнают, что профессия художника имеет много разновидностей: живописец, график, анималист, художник по костюмам, иллюстратор. Узнают, в чем заключается работа художника, какие знания необходимы для профессии художника и какими качествами должен обладать представитель этой профессии.

Знакомство с профессией художника разбудит у детей желание заниматься изобразительным искусством. В процессе занятий дети познают радость созидания и приобретут новый опыт, получат удовольствие от использования собственных художественных произведений, для оформления мини – галереи творческих художественных работ.

Начальные знания, нужные для данной специальности, приобретаются еще в детском возрасте. Занятия по данной программе предполагают поступательность в познавательной деятельности как каждого учащегося, так и всей группы, последовательность в приобретении знаний, навыков, умений, что является педагогически целесообразным.

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить детей со спецификой профессии художника, дать представление о ее разнообразии, творческом характере;
  • формировать знания, умения и навыки элементарных основ реалистического и декоративного рисунка, обучить основным техническим приемам работы различными материалами;
  • научить основам создания композиции, этапам выполнения художественных работ;
  • сформировать навык владения специальной терминологией (названия предметов и изобразительных материалов), используемой художниками.

Развивающие:

  • развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, фантазию, наблюдательность, пространственное мышление;
  • развивать познавательный интерес к изучению профессий художника, ее разновидностей для дальнейшего применения при создании творческих художественных работ;
  • формировать навыки коммуникации и умение работать в команде при создании творческих проектов.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного искусства, уважение к труду художника;
  • воспитывать активное эстетическое отношение к миру изобразительного искусства и окружающей действительности.

Программа «Изостудия юного художника» разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242.4.; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196) на основе дополнительной общеразвивающей программы «Северные узоры».

Срок реализации программы - 13 дней.

Учебно-тематическое планирование рассчитано на 26 часов. Занятия проводятся ежедневно по 2 часа (1 час равен 30 минутам) с 10 минутным перерывом после 40 минут занятия. Продолжительность занятий установлена в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся в соответствии с СанПиНом 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41.

Форма занятий - групповая. Программа рассчитана на обучение детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Группы формируются на основе интересов детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, без конкурсного отбора. Наполняемость – до 15 человек.

Методическое обеспечение программы

Основная задача данной программы – познакомить детей со спецификой профессии художника, дать представление о ее разнообразии, творческом характере, научить учащихся созданию собственных творческих художественных работ с применением различных художественных материалов. Решение данной задачи осуществляется в процессе проектной деятельности. На занятиях ребята коллективно работают над единым проектом – разработка и создание книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце». Работая над проектом (делая эскизы, наброски, иллюстрации к книге), ребята знакомятся со спецификой работы художника.

Дети узнают и практически выполняют то, чем занимается:

  • художник – иллюстратор;
  • художник – график;
  • художник – живописец;
  • художник – анималист;
  • художник по костюмам.

Перед выполнением художественных заданий, дети получат знания по теории: цветоведение, перспектива, композиция и материаловедение. При практической работе будут использованы различные художественные материалы (гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски и др.)

Образовательная деятельность осуществляется на основе деятельностного подхода и дидактических принципов:

  • принцип доступности;
  • принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип систематизации (последовательное усложнение материала);
  • принцип наглядности;
  • принцип единства воспитания, образования, обучения и творческой деятельности;
  • принцип интеграции.

На занятиях используются следующие методы обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа);
  • наглядные (наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки, модели, просмотр видеоматериалов, показ приемов исполнений, иллюстраций, репродукций картин, наблюдение, работа по образцу);
  • практические (выполнение практических работ);
  • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
  • активные методы обучения;
  • исследовательско-поисковый (самостоятельная творческая работа учащихся);
  • метод проблемного обучения: с целью активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях активно используется проблемное изложение материала, частично-поисковые (эвристические);
  • игровые методы.

      В работе используются развивающее, дифференцированное обучение, технология проектной деятельности.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Помещение, в котором занимаются учащиеся хорошо освещено. Кабинет оборудован партами, стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. В кабинете 15 посадочных мест. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук.

Необходимые материалы и инструменты: карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски, кисти «Синтетика», «Щетинка», ножницы по бумаге, клей - карандаш, акварельная бумага и т.д.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • тематическое планирование;
  • таблицы «Законы композиции», «Элементы композиции», «Приемы композиции»;
  • диагностический инструментарий;
  • методические материалы (беседы, викторины, кроссворды и т.д.).

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

Прогнозируемые результаты реализации программы

К концу освоения краткосрочной программы, учащиеся

Знают:

  • понятия: иллюстрация, художник-иллюстратор;
  • понятия: «линия горизонта», «воздушная и цветовая перспектива», «композиция», «эскиз», «набросок»;
  • основы цветоведения (цветовой круг, теплые и холодные цвета, оттенки цвета, контрастные и родственные цвета, основные и составные цвета);
  • особенности различных художественных материалов, технику и приёмы работы ими.

Умеют:

  • применять художественные материалы в творческих работах;
  • выполнять эскизную разработку вариантов рисунка;
  • выполнять задуманную творческую (проектную) работу с использованием различных художественных материалов и приёмов рисования;
  • работать команде при создании творческих проектов.

Механизм и критерии оценки освоения программы

Успешность и эффективность освоения программы (контроль учебных умений и навыков) оценивается по итогам работы учащихся над проектом. Критериями оценки являются:

- владение практическими умениями и навыками;

- креативность исполнения художественных работ.

Форма подведения итогов – презентация проекта.

Учебный план

п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие. Разработка идеи проекта

(художник – иллюстратор)

1

0,5

0,5

2.

Тематическая композиция (художник – живописец)

4

1

3

3.

Изображение деревьев, чумов

(художник – график)

5

1

4

4.

Изображение животных и птиц

(художник – анималист)

7

1

6

5.

Изображение ненцев

(художник по костюмам)

8

1

7

6.

Презентация коллективного проекта «Создание книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце»

1

-

1

Итого:

26

5

21

Содержание программы

Раздел № 1. Организационное занятие

(художник – иллюстратор)

Теория: Ознакомление с целями и задачами программы, содержанием деятельности творческой группы, с планом работы. Рассказ о профессии художника, разнообразии профилей и специализаций художников. Чем занимается художник, об истории возникновения первых рисунков.

Ориентировочное определение тем и направлений для выполнения учащимися коллективного проекта.

Форма организации занятия: групповая.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация изделий.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Художественные профессии, где пригодится навык рисования».

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование.

Методы контроля: наблюдение, беседа.

Раздел №2. Тематическая композиция

(художник – живописец)

Теория: Чем занимается художник – живописец. Понятие «цветоведение», цветовой круг, теплые и холодные цвета, оттенки цвета, контрастные и родственные цвета, основные и составные цвета. Понятия о линии горизонта, воздушной и цветовой перспективе.

Знакомство детей с содержанием текста и героями ненецкой сказки «Как могучий орёл вернул ненцам солнце». Композиция рисунка, выбор сюжетов для иллюстрирования.

Понятие «тематическая композиция». Создание эскизов. Размещение изображения на плоскости листа бумаги, передача пространства, пропорций и основного цвета объектов. Передача смысловой связи между объектами композиции.

Практические занятия: выполнение набросков и эскизов для иллюстрирования сказки.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: таблицы «Законы композиции», «Элементы композиции», «Приемы композиции», наглядные пособия.

Материал и оборудование: бумага для акварели, карандаш, акварель, восковые мелки, масляная пастель, емкость для воды.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ.

Раздел № 3. Изображение деревьев, чумов

(художник – график)

Теория: Художник – график. Мастер, работающий в одном контрастном цвете. Средства рисования художника-графика: карандаш, тушь.

Рисунок – вид графики. Знакомство с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом), понятиями «линейная перспектива», «натура», «эскиз», с правила работы с натуры, с геометрическим началом предметов.

Знакомство с приемами и способами изображения деревьев и чумов различными графическими материалами. Ознакомление с техниками рисования масляной пастелью, цветными карандашами и фломастерами.

Практические занятия: изображение деревьев, чумов.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия.

Материал и оборудование: бумага для акварели, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, цветными карандашами, фломастеры, ножницы по бумаге, клей – карандаш.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ.

Раздел № 4. Изображение животных и птиц

(художник – анималист)

Теория: Художник-анималист. Выбор сюжетов для иллюстрирования, изображение северных животных и птиц в движении, разработка каждого образа с точной передачей особенности внешнего вида и пропорций. Знакомство с техникой работы графическими и живописными материалами.

Практическая работа: изображение северных животных и птиц в движении.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, работа в парах, работа в малых группах.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, демонстрация готовых изделий, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия, фотографии, готовые творческие работы.

Материал и оборудование: акварельная бумага, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски, кисти «Синтетика», «Щетинка», ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды.

Формы подведения итогов: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ.

Раздел №5. Изображение ненцев

(художник по костюмам)

Теория: Художник по костюмам. Разработка образа.

Практические занятия: изображение ненцев и разработка эскизов одежды.

Форма организации занятия: парная, групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа.

Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия, репродукции.

Материал и оборудование: акварельная бумага, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, гуашевые краски, ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды.

Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, анализ практических работ.

Раздел №6. Презентация проекта.

Презентация коллективного проекта «Как могучий орёл вернул ненцам солнце».

Тематическое планирование

к дополнительной общеразвивающей программе «Изостудия юного художника»

Тема занятия

Кол-во часов

Материалы

Организационное занятие (художник – иллюстратор)

1.

Рассказ о профессии художника, разнообразии профилей и специализаций художников. Просмотр презентации «Художественные профессии, где пригодится навык рисования».

Что такое иллюстрация. Художник-иллюстратор, определение тем и направлений для выполнения учащимися коллективного проекта.

1

 

Итого: 1:1/-

Тематическая композиция (художник – живописец)

1.

Выполнение набросков и эскизов для иллюстрирования книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце — ненецкая народная сказка»

2

Бумага для акварели, карандаш, резинка стирательная, акварель, восковые мелки, масляная пастель, емкость для воды

 

2

Разработка эскиза обложки

2

Итого: 4: 1/3

Изображение деревьев, чумов (художник – график)

1.

Изображение деревьев

 

2

Бумага для акварели, карандаш, резинка стирательная, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, цветными карандашами, фломастеры, ножницы по бумаге, клей – карандаш.

2.

Изображение чумов

 

3

Итого: 5: 1/4

Изображение животных и птиц (художник – анималист)

1.

Изображение северных животных в движении: олени, лисицы, голубые и белые песцы

2

Акварельная бумага, карандаш, резинка стирательная, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски, кисти «Синтетика», «Щетинка», ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды

2.

Изображение птиц в движении: гуси, утки, лебеди

2

3.

Изображение птиц в движении: орлы, ястребы, коршуны (двуглавый коршун)

3

Итого: 7: 1/6

Изображение ненцев (художник по костюмам)

1.

Изображение ненцев и разработка эскизов одежды

2

Акварельная бумага, кисти, карандаш, резинка стирательная, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, гуашевые краски, ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды

2.

Персонаж сказки: ненцы. Изображение одежды

2

3.

Персонаж сказки: ненцы-старики

2

4.

Персонаж сказки: купец

2

Итого: 8: 1/7

Презентация проекта.

1.

Презентация коллективного проекта «Создание книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце»

1

Иллюстрированная книга «Как могучий орёл вернул ненцам солнце — ненецкая народная сказка»

Итого: 1: -/1

Итого: 26: 5/21

 

Список литературы для педагога

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 160.

2. Пухова О.А. Маленький художник, или Рисую сам.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – с.81-98.

3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф.фак. пединститутов. -3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 2000. – С. 256

 

Рекомендуемая литература для детей и родителей:

1. Неизвестный Юрий Васнецов. Материалы к биографии великого художника. Записки разных лет. Письма. Переписка. Воспоминания о художникепредисл. Юрия Норштейна. – М. : Красный пароход, 2011. - 448 с. : 256 ил. - ISBN 978-5-88149-502-2.

2. Кузнецов Эраст. Звери и птицы Евгения Чарушина. - СПб. : Детгиз, 2012. - 192 с. : ил. - ISBN 978-5-8452-0323-6.

3. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004. – С. 96

4. Уотт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с   англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2002. – С. 96

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР