Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 6570446
Статья «Сказки о композиторах»
Содержание - Дополнительное образование
19.07.2019 07:19

Юлиана Донская, член Союза композиторов России, педагог дополнительного образования ГАУДО Домисолька , г.Москва. 
Методика альтернативного изучения музыкальнои литературы и творчества композиторов на основе создания учащимися сюжета в жанре альтернативной истории по мотивам жизнеописания известного композитора, с использованием саундтрека из самых известных его произведений и видеоряда при помощи музыкальных и графических компьютерных программ.


СКАЗКИ О КОМПОЗИТОРАХ

Все мы были детьми, очень многие из нас учились музыке. Остались ли у вас воспоминания об уроках музыкальной литературы? Не удивлюсь, если они не столь приятны и радостны! Педагогов, действительно увлекающих детей рассказами о личностях композиторов и их музыкой, в моем детстве было не много. Надеюсь, сейчас все изменилось.

Предлагаю вам альтернативный метод знакомства с классической музыкой и ее творцами.

А для начала расскажу, как я придумала мои сказки — сказки о композиторах. Давайте познакомимся! Я — композитор Юлиана Донская, с недавних пор помимо написания песен для известных российских исполнителей, написала книгу «100 советов как написать песню», которая с успехом продается в российских книжных магазинах и на просторах интернета. В какой-то момент моей жизни я поняла, что мне пора поделиться «эксклюзивными» знаниями, которые я накопила за мой путь в шоу-бизнесе, попытаться рассказать свое видение того, как же все-таки пишутся хиты, и почему некоторые песни остаются неизвестными, а какие-то любимыми на десятилетия. К тому же я придумала, как мне кажется, оригинальную методику подхода к тексту, которая может стать полезной для людей, ищущих подобную информацию. Ведь в моем детстве таких знаний просто не было. В результате написания книги и серии мастер классов в журнале «Я пою», появился мой собственный курс «Композиции и аранжировки», который я преподаю сейчас в Детском театре «Домисолька».

 

Пообщавшись с детьми, я поняла важность некого просветительского момента, поскольку мне стало очевидно, что многие дети не знают имен композиторов, даже современных, а уж тем более их произведения. А кому как не мне, композитору, заняться этим? И тут мне пришла в голову интересная идея — делать сказки о композиторах, подчеркиваю, именно «сказки» — жанр, близкий детям, предоставляющий возможность фантазирования, когда документальная основа не так уж и важна. Понятно, что эта идея входит в противоречие с образовательной традицией закладывать в основу знания реальные биографические данные. Существенно, что процесс создания таких сказок происходит с помощью компьютерных программ, собственно авторской музыки и визуального ряда. Этот процесс позволил мне решить одновременно несколько задач. Так, при выборе того или иного композитора ученик сперва должен был прочитать какую-то биографическую справку, потом поискать статьи в интернете с интересными фактами из жизни композитора, затем послушать, а потом скачать какое-то количество произведений автора. А затем подумать о фото или видеоряде. Таким образом, он не только открывал для себя личность композитора, факты его биографии, его музыку, но даже, в конце концов, начинал узнавать его, что называется, «в лицо»! Это уже был большой прогресс в деле музыкальной грамотности моих учеников!

Расскажу поэтапно о работе над сказками.

Начальный этап — выбор композиторов: представителей венской классики Л.Бетховена, В.Моцарта, и, конечно, гения барокко И.С.Баха, а также лучших современных композиторов-песенников. С одними и теми же композиторами знакомила детей в течение года, для того чтобы показать, какими разными могут быть истории об одних и тех же личностях. Направленно давался один и тот же репертуар из музыкальных произведений композиторов — что называется, «10 самых популярных хитов автора» — и, как правило, в парном сочетании: один композитор зарубежный, другой — русский.

Затем, после знакомства с биографией (можно использовать материалы хотя бы из Википедии), ребенок находил какой-то интересный факт, который становился точкой отсчета при создании собственной сказки с альтернативным сюжетом. Очень интересно, что использовались не только достаточно тривиальные «мотивы» перемещения персонажей на необитаемый остров или в будущее (например, композитора 19 века — в наше время), или на другие планеты, например, на Луну, но и необычные — транспортировка оттуда же на Землю необычного лунного инструмента — челеста. В сказках о современных композиторах чаще всего фигкрировали современные сюжеты с попаданиями в компьютерные программы, порталы и т.д. Добавлю, что над сказками с документальным подходом к историческим событиям и без вольных отклонений на тему (честно скажу, наименее, на мой взгляд, интересный подход для детей) работа, конечно, также велась. Но именно альтернативные истории, дающие простор детскому воображению, интересовали детей более всего.

Куда только не переносились герои наших сказок! И в собственные произведения (также один из самых популярных сюжетных клише), и на иные планеты, и в сюжеты известных детям книг. П.И.Чайковский, например, перемещался в страну лилипутов или к тибетским ламам, благодаря пророчествам которых, человек превращается в известного исполнителя-музыканта. Все сюжеты и не перескажешь, их надо смотреть и удивляться полету фантазии наших детей!

Альтернативная история как жанр сейчас, как мне кажется, очень востребована и популярна, как в литературе, так и в кино. Именно она дает возможность вольно трансформировать сюжеты (что имеет неоднозначную оценку в культурном пространстве, но – факт!) с участием исторических фигур. Иными словами, остаются реальные исторические личности, а события вокруг них могут быть перевернуты буквально с ног на голову!

Возвратимся к воплощению наших сказочных историй. После придумывания интересного интригующего сюжета, начинается практическая часть — создание цельного продукта. Делается так называемый «саундтрек» в известной профессиональной программе Cubase, что предоставляет возможность для разнообразной деятельности учащихся: актерское прочтение собственной сказки в лицах (запись голоса с микрофоном); изготовление микса из «нарезанных» произведений автора (первые навыки работы в программе, которые пригодятся в последующих несложных аранжировках); cоздание «шумотеки» (специальной дорожки эффектов); cведение общего саундтрека в единый файл.

Итак, когда саундтрек готов, мы перемещаемся в другую программу для работы с картинками и с видео — сейчас таких программ множество. Хотя поначалу мы и использовали встроенную в Windows программу Windows Movie Maker, потом, когда захотелось усложнить задачу и ввести видеофайлы, перешли в весьма простой и, как мне кажется, интуитивно понятный для детей видеоредактор TMPGEncVideo Mastering Work. Итак, в эту программу помещается наш уже готовый саундтрек, а далее начинается одно из самых увлекательных занятий для детей — собственно подбор картинок и видео для своего фильма. Обратите внимание, что помещаемые в проект картинки и видео должны быть высокого качества (HD) и горизонтальной ориентации. Некоторые используемые материалы берутся с сайта YouTube, другие снимаются и самими детьми в том случае, когда необходимо показать в придуманном содержании точку зрения главного героя — самого композитора. Тогда ребенок берет телефон или планшет и снимает все происходящее, так сказать, от лица героя. Таким образом, можно показать почти все, что не требует документального подтверждения — разнообразные фантастические «движения» сюжета, необходимые для сказки нереальные события и многое другое.

Когда картинки и видео уже собраны в отдельных папках, начинается монтаж. Если б вы знали, как нравится это детям, с каким удовольствием они этим занимаются! При монтаже помним и о «красивой» оформительской стороне процесса — это текстовые надписи (шрифты скачиваются отдельно, чтобы были нестандартные и красивые подписи) и красочные переходы одной картинки в другую — благо, в упомянутой программе их великое множество! Для некоторых целей можно использовать и графический редактор картинок Adobe Photoshop, например: удаление ненужных надписей, создание диалога (что встречается в наших сказках очень часто) и подписей реплик героев (подобно тому, как это делается в комиксах), совмещение двух картинок.

В дальнейшем можно снимать и собственные небольшие фильмы с нашими авторскими музыкальными фрагментами на самые разнообразные темы: поиски вдохновения, космос, сказочная магия, животный мир и т.д. Создание музыки к сюжетам, на мой взгляд, можно свести к довольно простому процессу. Например, для озвучивания сюжета с магической темой ребенку предлагается использовать небольшой набор элементарных инструментов и оригинальный саундтрек фильма «Гарри Поттер». Это поможет ему найти инструментальные звучания в духе отрывков из фильма и приобрести опыт музыкальной стилизации. Пригодится также и умение «построить» мелодию по принципу наслаивания «паттернов» или небольших мотивов (аранжировка так же делается нами в программе Steinberg Cubase).

Предлагаемая идея может вызвать споры, но оживление уроков музыкальной литературы, пробуждение определенного интереса к изучению творчества и биографий композиторов с помощью предлагаемой технологии считаю возможным. Скажу честно, если б я была ребенком, я бы очень хотела именно так изучать историю великих музыкантов!